максим
и
нравственных
основоположений.
Поэтому высокая
нравственность
и доброта возможны
и
при
слабом разуме и
слабом рассудке (сила которых не более составляет главную суть человека, чем
сила телесная). Тисус говорит: "Блаженны нищие
духом". И Якоб Беме
говорит
прекрасно и возвышенно: "Итак, кто покоится в собственной
воле, как дитя во
чреве
матери,
и
предоставляет руководить
собою
и
направлять
себя
той
внутренней
основе,
из
которой возник
человек, -
тот
всех благороднее и
богаче на земле" (37-е послание).
174
§ 218
Хотя и жестоко,
но справедливо, что мы всю свою жизнь должны ежедневно
выслушивать
крик стольких
детей
-
за
то,
что
и сами мы
несколько лет
кричали.
§ 219
Люди,
стремящиеся
к
счастливой,
блестящей
и
долгой
жизни
вместо
добродетельной, похожи на
глупых актеров, желающих всегда играть блестящие,
выигрышные и
длинные роли, так как они не понимают, что суть дела не в том,
что или сколько они играют, а в том, как они играют.
§ 220
Так как человек не
меняется
и моральный характер
его, следовательно,
остается одним
и
тем же в течение всей
его жизни, и он должен разыгрывать
принятую им на
себя роль, не
отступая ни в чем от характера
ее,
и его не
могут
поэтому
исправить
ни
опыт, ни философия, ни религия, то
возникает
вопрос: зачем же тогда жить?
К чему разыгрывать
этот фарс,
в
котором все
существенное установлено непреложно? Зачем, чтобы человек познал себя, чтобы
он увидел, что есть то, чем он хочет быть, захотел быть, т.е. хочет и в силу
этого
есть:
это
познание должно быть дано ему извне.
Жизнь для человека,
т.е. для воли, совершенно то же, что химические реагенты
для
тел: лишь
на
них обнаруживает тело, что оно есть, и лишь поскольку оно обнаруживает
себя
таким
образом, оно
есть. В жизни выявляется умопостигаемый характер: он не
меняется
в
жизни, но
изменяется вне жизни и
вне времени, в силу
данного
жизнью самопознания. Жизнь -
лишь зеркало,
в которое
смотрятся не
затем,
чтобы оно отражало, а затем, чтобы узнать, увидеть, что
оно отражает. Жизнь
- это
корректурный лист, на котором
становятся видны ошибки, сделанные при
наборе. А каким образом они проявляются, велики или малы при
175
этом
буквы
-
это
совершенно
несущественно.
Отсюда
ясна
вся
незначительность
внешнего проявления
жизни, незначительность истории: ибо,
подобно
тому
как безразлично,
большим или малым шрифтом набрана опечатка,
точно так же безразлично,
в сущности, отразится ли какой-нибудь злой дух
в
этом зеркале как
мировой
завоеватель,
или как
мошенник, или как злостный
эгоист. В первом случае его
видят
все, в последнем - быть может,
лишь сам
он; но важно только то, чтобы он сам себя увидел.
§ 221
Когда эгоизм всецело
заполнил тебя и завладел тобою, безразлично - как
радость, торжество, как страстное желание,
надежда или как отчаянное
горе,
как досада, гнев,
страх, недоверие,
ревность
всякого рода,
- тогда
ты в
когтях дьявола,
а как - это все равно. Если ты спешишь вырваться из них, то
это заставляет тебя делать нужда, а как - это опять-таки все равно.
§ 222
Философ-теоретик
- это человек, который
может дать снимок в понятиях,
т.е.
для
разума, с представлений всех классов; подобно тому
как живописец
изображает то, что видит, на полотне, ваятель - в мраморе,
поэт - в образах
фантазии
(образы эти
он,
однако,
дает тоже
лишь
в
семени понятий,
из
которого они вырастают).
Так называемый практический философ,
напротив, -
тот, кто руководится
понятиями в своих
поступках; он,
следовательно, переводит понятия в жизнь,
подобно
тому
как теоретический
философ переводит жизнь
в понятие;
таким
образом,
практический
философ
поступает
сплошь
разумно,
т.е.
последовательно, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz