|
знаю
лучшего возражения
против
ценности всякого исторического
исследования,
чем заданный историку вопрос: "А если
бы
я жил
прежде, чем
совершились и были изучены все эти
события, был ли бы
я
тогда
непременно
менее мудрым?"
Далее - следующее: материал истории бесконечен, как
известно; т.е. при
изучении ее общая
сумма неисследованного ни
в
каком случае не уменьшается
оттого, что уже стало из нее известным.
Во
всех
действительных науках законченность
знания
можно по крайней
мере
предвидеть.
- Когда
нам станет открытою история Китая
и
Индии,
то
бесконечность материала обнаружит всю неправильность
пути, и алчущие знания
принуждены будут понять,
что нужно не перечислять факты до бесконечности, а
усматривать в едином
многое, в
случае - правило и из познания человечества
черпать деяния народов.
§ 32
Неужели
для
философии,
т.е.
для
понимания
сущности
жизни,
нужна
история? Нужно лишь всмотреться в мир, безразлично - где, но
только
ясными
очами,
чтобы
познать
сущность
жизни.
Нужда,
смерть
и,
как
приманка,
сладострастие
- это
грехи, а жизнь - наказание, так это всюду и во всех 10
000 калейдоскопически сменяющихся образах. В разрезе познаю я весь
мрамор и
не имею
надобности прослеживать все его жилки:
а
разрез всегда показывает
одно и то же.
85
§ 33
Начало
теологии
- страх: primus in orbe
Deos fecit
timor
(Petron.,
fragm. 22, p. 219).
Это
знаменитое положение
наиболее основательно развил Юм в своей Nat.
hist,
of relig.
и в Dialogues; поэтому, если бы
люди
были счастливы,
мы
никогда
не пришли бы
к
теологам. Начало же философии
-
совершенно иное,
именно
-
чистое бесцельное
размышление,
а к
этому гениальный
ум мог бы
прийти даже в мире, не знающем страдания и смерти. Но бесцельное размышление
вовсе
не
является
еще в
силу этого чем-то
естественным
для интеллекта:
скорее - наоборот, оно представляет собою нечто такое,
к чему приходят чрез
monstrum per excessum, называемое гением.
Интеллект по
природе
своей
предназначен
к
изысканию
и
обсуждению
объектов той или
другой индивидуализированной
воли
(придатком которой
он
всегда
является)
и
путей
к
достижению
этих
объектов; философствование
начинается
благодаря
тому,
что
этот
путь
оставляют, и
оно
поэтому
-
спокойное (бесцельное
для
воли)
размышление
о
бытии
вообще.
Интеллект
выступает при
этом
обособленным от всякой воли,
т.е.
чистым интеллектом:
неестественное для
него состояние.
Интеллект приноровлен и предназначен
к
познанию лишь
отношений
между
явлениями,
для нужд
индивидуализированной
воли,
так
как
явления - объекты этой воли.
Поэтому
при философствовании
интеллект обращают на то, к чему он вовсе не приспособлен и не предназначен,
именно - на бытие вообще, бытие в себе. Естественно, что первою его попыткою
будет
применить
законы
явления
(свойственные
ему)
к
бытию
вообще,
-
следовательно,
конструировать
бытие
в себе по
законам чистого явления, -
например, выискивать начало, конец, причину,
цель бытия вообще.
Но
это не
менее невозможно, чем исчерпать кубическое
86
содержание
лишь
геометрическими мерами
поверхности.
Поэтому ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201