|
как совершенно различные вещи или
же одно почти как другое; погружается
ли
его
сознание настолько
глубоко
в этот
поток времени,
что само
движется
вместе с ним, или же он видит поток времени бегущим мимо себя и с изумлением
наблюдает его, как нечто
чуждое. Для того чтобы уловить эту
загадочность и
непостижимость времени
-
что особенно
побуждает к философии, - необходима
живая
21
фантазия, по
особой причине: именно
лишь одаренный ею
человек
может
воспроизвести
сцену из своей жизни, бывшую 10
лет назад, с такой живостью,
как будто она происходит действительно в
настоящий момент; это и возбуждает
изумление перед формой
нашего существования,
временем, благодаря
которому
отдаленное прошлое, некогда столь реальное, стало ничем, как все прошлое,
-
и эта участь постигнет неизбежно и каждый данный момент, в котором мы сейчас
находимся.
Если же эта ясность сознания и вытекающее отсюда изумление отсутствуют,
то нет и
философского дарования; излагать философию такому
человеку -
все
равно что предлагать кушанья сытому. Тот, кому
предлагают
решение загадки,
должен прежде всего
иметь саму загадку: иначе решение будет для него пустым
словом. Загадку же эту создает впечатление, производимое созерцаемым
миром,
благодаря той ясности,
с которою он отражается в сознании. Все абстрактное,
выражаемое словами, получает
свое значение
лишь
в силу своего отношения к
созерцаемому.
Поэтому,
если
нет
этой
ясности
сознания,
всякое
философствование будет совершенно тщетным и породит разве лишь болтуна, а не
философа. Впрочем, и такие
люди, которые
в силу смутности своего
сознания
лишены
и потребности в философии,
и
философского
дарования,
не свободны
все-таки
от
той
или
иной
философии, от
системы религиозного
или иного
характера:
ибо они все-таки люди и, следовательно, нуждаются в
метафизике;
но
они хватаются за первую
попавшуюся
систему
и
по большей
части очень
упорно ее
придерживаются, так
как
если бы они расстались
с нею,
то
это
поставило бы их в необходимость мыслить, исследовать,
учиться - а этого они
боятся пуще всего и потому весьма рады иметь
раз навсегда что-нибудь такое,
что освобождает их от всякой подобной работы.
22
Я говорил
о прогрессивном
движении философии, которое ясно нам
из ее
истории. Но
так как философия,
хотя
она
и предполагает опыт
вообще,
не
нуждается,
подобно, например, физике и
астрономии, в опыте специальном, то
нельзя все-таки, несмотря на строгую
необходимость в процессе
ее развития,
отрицать, что этот процесс мог бы,
в силу особой благосклонности судьбы,
-
именно благодаря
выступлению выдающихся умов и скоплению их
в одно и то же
время, -
этот процесс мог бы совершиться и
несравненно быстрее и
что даже
истина, если
только ее вообще можно
найти, могла бы быть
постигнута уже в
самом начале.
Последнее,
пожалуй, в
известном смысле
действительно так и
было,
но
только
в
стране,
культура
которой
совершенно
отлична
от
европейской, - в Индостане. И конечные выводы того учения, которое я намерен
изложить вам,
согласуются с
древнейшими из всех миросозерцаний, именно - с
мировоззрением
Вед
[1]. Однако это не следует
понимать таким образом, что
все мое учение уже есть и в Ведах.
В Ведах, или, точнее, в упанишадах, т.е.
в
догматической
части в
противоположность
богослужебной, нет ни
научной
формы, ни сколько-нибудь систематического изложения - нет никакого движения,
развития,
настоящего
единства. Там
не
высказано никакой
основной мысли;
упанишады
дают лишь
отдельные,
весьма
темные
изречения,
аллегорические
представления, мифы и т.п. В них не
заметно умения выразить исходную точку,
из которой все вытекало бы, - умения обосновать
изречения доказательствами,
даже
расположить
их
в каком-либо
порядке;
упанишады дают
лишь
как
бы
изречения
оракула,
полные
глубокой
мудрости,
но
туманные,
совершенно
разрозненные и образные. Но вот если познакомиться с учением, которое я хочу
изложить, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201