|
как
он со святою истиной поступает подобно
Иуде, и его надо
преследовать,
как лисицу.
Поэтому
для
философии было бы
желательно,
чтобы преподавание
ее
в
университете было прекращено, а молодые
люди время, предназначенное им
для
философии, посвящали чтению истинных, прирожденных, серьезно
относящихся
к
делу философов. Ибо все равно философия существует лишь для немногих, именно
-
для
мыслящих людей, а они найдут
к ней доступ
и
без
помощи философов
кафедры,
которые, одаренные большей частью весьма обыденными способностями,
считают
нужным по долгу службы
и для того, чтобы хоть как-нибудь оправдать
получаемое
жалованье, тоже вставлять свое слово в философию
и
сервировать
собственные мысли, - и вот они наводняют философскую литературу самым жалким
хламом,
выносят
на рынок
самые отчаянные
выдумки,
в
язык и философские
понятия
вносят
путаницу
и
отпугивают
публику от философии. Она
должна,
подобно
поэзии, оставаться,
по существу, свободным искусством, и ею должны
заниматься
лишь
ради
нее
самой, и лишь
люди,
избранные природой,
а не
министерством.
- Высшие факультетские науки приходятся обыкновенным умам до
некоторой
степени
по
плечу:
пусть
они
и
продолжают
преподавать
их,
вследствие преимуществ viva
vox. Лишь
для философии обыкновенные люди ни в
каком случае не пригодны и в
силу постоянного непонимания ее могут принести
ей только
вред:
в этом случае мертвое слово великого
человека
бесконечно
лучше, чем viva vox барана.
93
§ 44
Ничто не
вредит философии в такой
мере, как
профессора философии
на
содержании, которые по долгу службы считают нужным иметь собственные мысли и
вместо того, чтобы просто
обучать тому, что учат другие, своими вставками и
неряшливыми
выдумками (которых иногда приходится тысяча на одного философа)
невероятно загромождают
ход исследования; кроме того, благодаря тому что их
считают философами, они внушают массе презрение к философии.
§ 45
Тем, что университетская философия допустила, чтобы ею пользовались для
целей государства, и
подчинилась воле его правителей, она уподобится, когда
все это станет явно, падшей девушке: она лишится всякой чести, так что никто
более не захочет иметь с нею дела.
§ 46
Профессора
философии должны приучать себя к мысли, что философия имеет
другие цели, чем совершенствовать воспитание будущих референдариев, пасторов
и домашних врачей.
Глава II
К ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
§ 47
Основную
противоположность
между
философскими
системами
возможно,
по-видимому,
свести
к
тому, что
одни
философы,
представителем
которых
является
Платон,
рассматривают
как
реальное
более
форму,
другие
же,
представителем
которых служит Аристотель, - более материю, так как форма
и
материя
пребывают в
вещах
совершенно
различным
образом.
Для
философов
второго рода
форма
-
почти
ничто,
преходящая
акциденция
материи;
для
философов
первого
рода
материя
-
почти
ничто, начало, лишенное
всяких
свойств,
простая
возможность восприятия
формы,
-
сама же
по
себе
она
совершенно не подлежит восприятию, только мыслима; она - ens rations.
А
так
как
все вещи
состоят
из формы
и
материи,
то
оба
способа
философствования
налагают
известный
отпечаток
решительно
на
все,
что
подлежит рассмотрению.
§ 48
Философские системы, исходившие
не
из субъекта,
а из
объекта, можно
разделить по
трем
классам
объектов
(так как четвертый класс ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201