та
опасность,
которая угрожала бы
миру,
если
бы добрые дела
перестали
обладать
высшей ценностью,
и, следовательно, не ратуют ли они в
своей борьбе
за добрые дела
не столько ради
вечного благоденствия
людей,
сколько ради
временного?
Дело
в том,
что моя
философия -
единственная,
которая выходит в этике за рамки добрых дел и знает нечто высшее, а именно -
аскетизм. Добрые дела сводятся к уравнению своего и чужого блага, а иногда и
к предпочтению чужого
блага собственному. Они
поэтому сплошь относительны;
ибо внимание ко благу других модифицирует наше хотение блага собственного. А
каким образом это должно оказывать глубочайшее влияние на наше существование
и на существование мира - это остается таинственным, не поддается разгадке.
§ 679
Изо всех
прежних философских
этик совершенно невозможно
было вывести
аскетическую тенденцию христианства (собственно, потому,
что
все
философы
были оптимисты).
И
вот,
если
христианство
не заключает
в себе
ложного
воззрения,
а, как
это очевидно,
представляет самую лучшую
этику, то
это
указывает на некое ложное воззрение
во
всех прежних
философских этиках, а
это ложное воззрение - оптимизм.
§ 680
Если я горжусь полной новизной
моего учения, то это объясняется только
тем, что я глубочайшим образом убежден в его истинности.
384
§ 681
Мои
произведения
состоят
сплошь
из
статей,
где
меня
заполоняла
какая-нибудь мысль,
которую я хотел,
ради
нее
самой, зафиксировать путем
записи; вот из какого материала создавались они, при малой затрате извести и
цемента.
Вот почему они и не
пусты
и
не скучны, как
произведения людей,
которые садятся и пишут книгу по принятому плану, страницу за страницей.
§ 682
Natura
nihil agit frustra; почему же она дала мне так
много мыслей, и
притом глубоких мыслей, если
им не суждено встретить
себе сочувствия среди
людей?
§ 683
Публика, состоящая из моих современников, слишком велика для меня, если
я буду обращаться ко всем, и слишком мала, если я буду обращаться к тем, кто
меня понимает.
§ 684
Я хорошо
знаю, что всякий мыслящий человек считает свое время за самое
жалкое; но я должен сознаться, что от этой иллюзии я не свободен.
§ 685
Мой век и
я не подходим
друг к другу - это
во всяком случае ясно. Но
кто из нас выиграет процесс перед судом потомства?
§ 686
С государями все обращаются с самого детства и в продолжение всей жизни
так, как если бы
они действительно
были сверхчеловеческими существами:
по
необходимости они должны в конце концов сами этому поверить - отче-
385
го у них и возникает известная неизгладимая самоуверенность властелина,
которая
никогда не
покидает
их. Я
и
родственные мне
натуры встречаем с
детства и в продолжение
всей жизни такое обращение с собой со стороны всех,
как
если бы мы были их ровней - пусть даже в действительности на нас так не
смотрят; оттого мы
этому и
вынуждаемся
поверить, хотя бы в конце концов и
сознавали всю разницу между собою и другими. Но это сознание приходит
к нам
так
поздно, при
таком ежечасном противодействии
и
в такой
тайне, что мы
редко
или
никогда
не достигаем того
выдающегося
положения,
которое нам
подобает и которое Грациан
выразил словами: todos sus
dichos у
hechos van
rebestidos de una singular, transcendental magestad.
§ 687
Все те дни, в ночь на которые я недостаточно высыпался, надо вычеркнуть
из моей жизни; ибо тогда я был не я.
§ 688
Параболическое
Кошечки играют бумажными шариками,
которые им бросают; они
катят
их,
гонятся за ними, двигают их лапками и т.д., потому что
они
принимают их за
нечто
себе
подобное,
нечто живое.
Когда
же
кошечка
подрастет, иллюзия
исчезнет и кошечка уже больше не станет играть шариками, так как
знает, что
они не
то же, что она,
- кошечка оставляет их в покое.
- Кто
не понимает
этого сравнения, тот пусть обратится за объяснениями к Тимону Афинскому.
§ 689
У немецкой публики есть какое-то химическое сродство со всем бездарным;
оттого она
прилежно
читала господ Фриза, Гегеля,
Круга,
Гербарта, Залата
etc. etc., меня же не тронула.
386
§ 690
Я приподнял покрывало истины выше, чем кто-либо из смертных до меня. Но
хотел
бы я
видеть
того, кто
мог бы
похвалиться, что
у
него были более
ничтожные современники, чем у меня.
§ 691
Среди ничтожеств извольте быть скромным и притворяться,
что смотришь и
на себя как на ничтожество. Это было бы им
весьма на руку. Но! ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz