эпосе и драме,
есть
одно
отличающееся от
красоты свойство: интересность.
Красота заключается в том,
что произведение
искусства
ясно
отражает
идеи
мира вообще, а
поэзия, в
особенности, - идеи человечества
и тем
самым и слушателя ведет к
познанию
идей.
Средством
для
достижения
этой
цели
служит
в
поэзии
выведение
значительных характеров
и изобретение таких случаев, которые
создавали
бы
значительные
ситуации,
дающие
подобным
характерам
повод
проявлять свои
особенные
черты,
открывать
свой
внутренний
мир;
таким
образом,
многосторонняя идея человечества познается
в поэтическом изображении
более
ясно
и
полно.
Вообще
же
красота является
неотделимым
свойством
идеи,
сделавшейся
познаваемою;
или
иначе,
прекрасно
все,
в
чем
познается
какая-нибудь идея; быть прекрасным
и значит именно ясно
выражать идею.
Мы
видим, что красота всегда - дело познания и имеет отношение
лишь к субъекту
познания, а не к воле. Мы знаем даже, что понимание прекрасного предполагает
в субъекте полное молчание воли. Напротив, интересною называем мы драму
или
эпическое стихотворение
тогда,
когда
события и
поступки,
о которых
они
повествуют,
побуждают нас
к участию
в
них, событиях,
- участию, которое
совершенно
подобно
испытываемому
нами
при
действительных событиях,
где
замешана наша
собственная личность.
Судьба
изображаемых лиц
переживается
нами
тогда совершенно в том
же
роде, как
наша собственная; с напряженным
вниманием
ожидаем
мы
развития
событий,
с
любопытством
следим
за
их
развязкой, ощущаем
действительное сердцебиение при
наступлении
опасности;
наш пульс
замирает, когда она достигает
наивысшей степени, и
бьется вновь
быстрее, когда герой вдруг избегает ее; мы не в силах бросить книгу, пока не
дойдем
до
конца, бодрствуем до глубокой
ночи
из
сочувствия
к невзгодам
нашего
героя, как если бы
они были нашими
собственными.
Вместо отдыха
и
наслаждения мы испытывали бы даже,
при
подобных повествованиях,
всю
муку, которую
порою
нам
посылает
действительная
жизнь,
или
по
крайней
мере ту,
которая нас преследует в
тяжелом сновидении, если бы при чтении или при театральном
представлении мы
не имели всегда наготове
твердой почвы действительности и в моменты слишком
сильного
страдания, спасаясь
на
нее, каждую
минуту
не
могли
прерывать
иллюзию и потом вновь
по желанию отдаваться ей, не испытывая такого резкого
перехода, какой
бывает в том
случае, когда мы
ищем спасения
от
страшных
призраков какого-нибудь сна и находим его, наконец, только в пробуждении.
Вполне ясно, что
поэтическим произведением подобного рода приводится в
движение
наша
воля,
а
не
одно
лишь
чистое
познание.
Поэтому
слово
"интересно"
служит
для
обозначения
всего,
что
приобретает
сочувствие
индивидуальной воли, quod nostra interest. В этом ясно проявляется
различие
между прекрасным
и
интересным: первое относится
к познанию,
и
притом
к
самому чистому; ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz