люди,
у
которых
может
быть из
ста
субъективных мгновений
несколько объективных
- более высокое
совершенство
едва
ли возможно. Только
не
делай, пожалуйста,
исключения
из
себя:
ты
исследуй
твою
любовь,
твою
дружбу,
посмотри,
не
представляют ли
твои
объективные суждения большей частью замаскированных субъективных; всмотрись,
признаешь
ли ты
надлежащим
образом достоинства
человека, который тебя не
любит,
и т.д.,
- а затем будь терпим,
в
этом заключается проклятый
долг
твой.
А так как вы все так субъективны,
то считайтесь со
своей слабостью.
Так как ты
знаешь, что тебе может нравиться только тот, кто выказывает себя
любезным по отношению к тебе,
и что надолго быть любезным к тебе может лишь
тот, кому ты нравишься, и что нравиться ему ты
можешь
только в том случае,
если ты будешь выказывать себя по отношению к нему любезным, то и делай это:
из
ложного
дружелюбия
постепенно
возникнет
истинное.
Ваша
собственная
слабость
и
субъективность требует иллюзии. Все сказанное мною представляет
собою, собственно, некоторое априорное дедуцирование
вежливости; впрочем, я
мог бы пойти еще глубже.
1 Все это выражено с большим эвфемизмом в следующем стихе Софокла:
???.
(Ибо услуга всегда порождает услугу). Aiax, 517.
§ 580
Благоразумнее гордиться
богатством,
властью,
почетом,
силой
и
чем
угодно,
только не внутренней истинной ценностью.
Но иной вопрос, чем лучше
обладать.
341
§ 581
Прими во внимание, что случай,
эта на сей земле (рядом с
ошибкой, его
сестрой,
глупостью, его
теткой, и
злобой,
его бабушкой) царящая
власть,
которая ежегодно и ежедневно отравляет жизнь каждому сыну земли и тебе также
большими
и малыми
выходками, - прими во внимание,
говорю я,
что эта злая
власть представляет собою
ту силу,
которой ты обязан своим благополучием и
своей независимостью, так как она дала тебе то, в чем
многим тысячам других
отказала,
- именно для того, чтобы иметь возможность дать отнятое отдельным
лицам, как ты. Если ты примешь это во внимание, то
ты не
станешь поступать
так, как если бы
ты владел
тем, чем ты
обязан
ей, по
праву, -
а будешь
знать,
милостью
какой
изменчивой
властительницы ты всеми
этими
благами
одарен, и если поэтому у нее появится каприз отнять у
тебя часть твоих благ
или все
целиком,
то ты
не примешься
вопить о несправедливости,
а будешь
знать, что случай взял, случай дал, и ты
во всяком разе заметишь, что он по
отношению
к тебе не совсем так
благосклонен, как это
казалось до сих пор:
ведь он может распорядиться не только тем,
что он дал, но и тем, что ты сам
добыл тяжелым и честным трудом!
Ну
а
если он все
еще так
милостив к тебе, что он дает
тебе гораздо
больше,
чем почти
всем, по
чьим
стопам
ты хочешь идти, - о, тогда
будь
доволен, не усердствуй в обладании его подаренными благами, не злоупотребляй
ими, смотри на них как на лень капризного сюзерена,
пользуйся ими мудро и с
добротой.
§ 582
Принцип Аристотеля во всем держаться среднего
пути
мало подходит
для
роли
морального
принципа,
за который он его
выдавал;
но
он, пожалуй, -
лучшее общее правило
благоразумия, лучшее
наставление к счастливой
жизни.
Ибо
в
жизни все
так
сомнительно, по всем
сторонам разбросано так
много
неудобств, тяжестей, страда-
342
ний, опасностей,
что
счастливо
и
безопасно
пробраться здесь
можно
только как между утесами. Обыкновенно страх
перед каким-нибудь уже знакомым
нам страданием гонит нас к противоположному, - например, мучительная сторона
одиночества -
в общество, и
притом
в
первое
попавшееся; обременительная
сторона
жизни на людях
-
в одиночество;
сдержанное обращение с людьми мы
меняем на неосторожную доверчивость и т.д.
Stulti dum vitant vitia in contraria currunt [1].
1 Избегая одних пороков, глупцы впадают в противоположные (лат.).
Или ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz