|
воли - как глаза не
видят без раздражения
света. Глаза и солнце, воля и ее
мотивы,
короче
говоря
-
весь мир дается сразу.
Ведь они и
представляют
только явление единой воли. Индусы считают, что солнце возникло
из глаза, а
пространство - из уха.
2) То, что у нас
есть вообще объект, делает нас субъектом и
благодаря
этому - конечным существом: что
за объект, это
безразлично.
Какая разница
между
тем, что я теперь рассматриваю
дерево, и тем,
что кто-нибудь тысячу
лет тому назад
рассматривал какое-нибудь дерево? - Никакой! В обоих случаях
в сознании
субъекта находится
объект - дерево; то же,
что
не знает и
не
понимает времени, это - идея дерева.
Время не может ни помочь нам, ни вредить, ибо оно - бесконечное ничто.
§ 317
Our life is a scrape we got into not knowing how [1].
1
Наша жизнь
- это
лоскуток, в который мы закутываемся, сами не зная
как (англ.).
223
§ 318
Жизнь каждого человека, если
ее
обозреть в целом, представляет
собою
трагедию; а рассматриваемая в частностях, она - комедия.
Жизнь дня, мука
мгновения,
желания и
страхи недели, невзгоды каждого
часа -
все
это сплошь
сцены из
комедии. Но тщетные стремления,
разбитые
надежды, роковые ошибки всей жизни и в заключение смерть - вот трагедия.
Отсюда и происходит то, что для трагедии годятся
только
такие деяния,
которые касаются жизни
во всем ее целом, а не
частностей;
поэтому
в
ней
могут
выступать
почти
только
князья
и полководцы,
т.е.
люди,
которые
представляют собою многих и
деяния которых простираются
далеко;
поэтому и
мещанская трагедия удается не легко, ибо жизнь en detail всегда комедия, как
бы печальна
она ни была. Оттого комедия
с героями-князьями
удалась
бы не
легко,
ибо
их
деяния
направлены
на
великое,
-
разве,
впрочем,
если
трактовать героев пьесы не как князей, а только как членов их семьи.
Что
касается того, что мы таким образом в одно
и то же время играем и
комедию,
и
трагедию,
то
это
вполне
соответствует
сомнительному,
двойственному
характеру этой
жизни,
которую только
эвфемистически и
par
courtoisie
называют
бытием,
тогда
как
она
сплошь
уничтожение [1]. Ибо
прошедшие сцены так же не обладают реальностью, как приснившиеся, а
сегодня
будет завтра прошедшим.
1 Необыкновенно хорошо
показывает
скорбность нашего существования
то
обстоятельство, что мы должны изображать в своей жизни всю печаль трагедии и
тем не менее не можем даже нести достоинство трагических лиц (которое только
в camera obscura
искусства украшает героев трагедии),
а должны, в
длинных
деталях жизни, неизбежно быть пошлыми персонажами комедии.
Что
касается
максим поступков, то и здесь - все тот же двойственный и
призрачный характер. Ибо говорят
нам
два
голоса: один
бранит нас
всегда
слишком глупыми, слишком
косными,
слишком вялыми
и
особенно настойчиво -
недостаточно
эгоистичными;
другой
тоже
всегда
называет
нас
слишком
эгоистичными,
отвратительными,
жестокими,
настоящими
дьяволами.
Но
из
миллионов нас едва
ли один
достаточно
силен, чтобы прислушаться только
к
одному голосу, а другой осудит in
224
perpetuum
silentium,
т.е.
или
стать
чистым
Иисусом
Христом,
или
Бонапартом, или
Робеспьером, т.е. в полном
смысле
этого слова возобладать
характером [1];
мы же, люди иного склада, хотим
идти
между областями этих
обоих
голосов
посредине
и не
видим,
что между
обеими
находится только
математическая
линия
безо всякой
ширины, что мы, следовательно, все время
совершаем
несправедливость по отношению ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112
113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201