|
сущность.
Этот смысл дает уже
этимология слова,
и в
этом
именно
значении и я,
вообще говоря, принимаю слово "метафизика". И я
думаю, что
такой смысл вполне совпадает с первоначальным значением слова. А
именно,
я
нашел,
что
наше познание
мира
не
ограничено
одними
только
явлениями, но что
у
нас
во
всяком случае
имеются
data [1]
к
познанию
внутренней сущности мира,
лежащей в основе всех его явлений, к познанию его
внутренней сущности и ядра и, следовательно, так как природа - лишь явление,
той
внутренней сущности,
которая лежит по ту сторону
природы,
к познанию
"вещи в себе" природы;
учение о таком
познании образует
вторую
часть,
к
которой я теперь и приступаю; сообразно с этим она и называется метафизикой,
или же, хотя и тавтологически, но более определенно, - метафизикой природы.
1 Data (лат.) - данные. - Примеч. сост.
51
Часть третья
МЕТАФИЗИКА ПРЕКРАСНОГО
Я буду
излагать здесь не эстетику, а метафизику
прекрасного - поэтому
не нужно
ожидать от меня, например, технических правил касательно отдельных
искусств. И
в этой
части,
как и
в
логике
и,
позднее,
в
этике,
наше
исследование
менее
всего
направлено
на
практическую
сторону,
в
форме
указаний технического, прикладного характера: мы философствуем вообще,
т.е.
подходим
к
делу
чисто
теоретически.
Эстетика
относится
к
метафизике
прекрасного, как физика - к метафизике природы. Эстетика учит тем путям,
на
которых
можно
достичь
воздействия
красоты;
она дает
искусствам правила
художественного творчества.
Метафизика
же прекрасного исследует внутреннюю
сущность красоты, как в отношении к субъекту, воспринимающему красоту, так и
к объекту, который вызывает ее
в субъекте. Сообразно с
этим мы будем здесь
исследовать,
какова
общая цель
всех
искусств,
цель искусства
вообще и,
наконец, каким
образом
каждое из отдельных искусств достигает этой цели на
своем специфическом пути.
Все это
рассмотрение
прекрасного мы предпринимаем
не праздно,
не ex
nunc, не потому, что нам теперь именно пришла в голову мысль о существовании
также прекрасного
и искусства: нет, это рассмотрение составляет необходимую
часть
в общей системе
философии, связующее звено
между
рассмотренной уже
метафизикой природы и следующей за нею метафизикой нравов; оно гораздо яснее
осветит
метафизику
природы и во
многом
подготовит
метафизику
нравов. А
именно,
мы
рассмотрим
прекрасное как наше познание, как совершенно особый
способ
познания
и
зададимся вопросом, к каким
выводам
можно
прийти, на
основании
метафизики
прекрасного,
обо
всей
совокупности
нашего
мировоззрения.
52
Часть четвертая
МЕТАФИЗИКА НРАВОВ
Философия
не
имеет
иной
цели,
кроме
объяснения
и
истолкования
действительности;
она
может
лишь
привести
к
отчетливому
абстрактному
познанию разумом - притом
во всех отношениях и со всякой точки зрения - той
самой сущности мира, которая in concreto,
т.е. как
чувство понятна всякому
человеку.
-
Именно
таким
образом
мы будем
обсуждать
теперь
поведение
человека
и
найдем,
что
поведение
не
только
с
субъективной,
но
и
с
объективной точки зрения - самый важный предмет рассуждений. При этом я буду
опираться
на изложенное выше как
на предпосылки; в
сущности, я
буду лишь
развивать ту единую ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201