|
обстоятельно,
так,
как
сочинения
последующих
философов дошли
до нас. Элеаты повлияли опять-таки и на Сократа, в котором,
таким
образом,
соединились
обе
ветви
древней
философии,
ионийская
и
италийская, и совместно породили этого
удивительного мыслителя, из которого
впоследствии
вышли самые
разнообразные школы, Платон
со
всею
Академией,
через его посредство - Аристотель, непосредственно
же еще Аристипп гедоник,
Евклид мегареец (основавший эристическую
школу),
Антисфен
циник
и
Зенон
стоик.
Если у
вас когда-либо найдется досуг познакомиться с
дошедшими до нас
фрагментами этих древнейших мыслителей, то
это будет прекрасным занятием, в
высшей
степени
полезным для истинного образования
духа,
ибо
в
системах
древней философии встречаешь до
известной
степени
чисто естественный
ход
развития
человеческого
мышления,
односторонние
направления,
которые
необходимо было когда-нибудь провести последовательно, чтобы посмотреть, что
из этого выйдет; таковы направления гедоническое,
стоическое, циническое
и
позднее скептическое. На
теоретическом
же пути выступили друг против друга
два
выдающихся
человека,
в
которых
следует
видеть представителей
двух
великих и решительно противоположных
друг
другу
направлений в
умозрении:
Платон и Аристотель. Лишь
из последующих моих лекций
вам станет
ясно, что
делает
эту
противоположность
столь
резкой:
именно,
Аристотель
руководствуется в познании исключительно законом основания; напротив, Платон
оставляет его ради совершенно противоположного познания - познания идеи. Это
станет для вас более ясным, если я скажу: Платон следовал более тому способу
познания, из которого возникают произведения изящных искусств;
32
Аристотель,
напротив,
был
истинным
отцом
наук,
он
установил
их,
отмежевал их область и
указал
каждой
науке ее путь. В
большинстве
наук,
особенно во всех тех, которые
нуждаются в опыте, ушли с тех пор несравненно
дальше;
логику же Аристотель довел до такого совершенства, что с тех
пор в
ней не было сделано существенных
улучшений. Аристотель отличается остротою,
определенностью,
осторожностью
исследования
и,
насколько
возможно,
не
удаляется
из
сферы
опыта.
Напротив,
Платон,
в сущности гораздо
глубже
проникший в природу вещей, как раз для самой
сути своего
учения
мог найти
лишь иносказательное, мифологическое, а не научное выражение своих мыслей. И
именно это изложение, по-видимому, оказалось недоступным для Аристотеля: при
всей
остроте его
ума
ему
недоставало
глубины;
досадно видеть,
как
он
нападает с тривиальными доводами на главный догмат своего великого учителя -
учение об идеях - и этим как раз доказывает,
что не мог постичь его смысла.
Как раз это учение Платона об идеях оставалось во все времена и останется до
наших дней
предметом
размышления,
исследования,
сомнения,
благоговения,
насмешки для
столь
многих и
столь различно
мыслящих
умов на
протяжении
столетий: доказательство тому, что
в
нем
глубина
содержания сочетается с
большою темнотою. Учение об
идеях - центр всей
платоновской
философии. Мы
основательно
исследуем
его
в
надлежащем месте, в дальнейшем
ходе
наших
рассуждений, и
тогда
я
покажу, что
истинный
смысл этого
учения
вполне
согласуется с основным учением Канта, учением об идеальности
пространства и
времени; однако при всем тождестве
содержания этих великих основных учений,
принадлежащих
двум
едва
ли
не величайшим
философам из
всех
когда-либо
бывших, весь ход их мышления, изложение, индивидуальный
склад ума настолько
в корне различны, что до меня никто
не постиг тождества внутреннего
смысла
обоих учений. Скорее искали точек соприкосновения и единства
между Платоном
и Кантом совершенно ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201