|
линиях и числах, но не
в
самих
линиях и
числах.
Животные,
у которых
имеется лишь первый класс представлений, не знают также и никаких сомнений и
вопросов; они живут в настоящем, свободные от них и с известной фантазией.
74
Закон основания,
как показано выше (§ 13), - это
путь науки,
которая
всегда
относительна и удовлетворяет лишь при известных предпосылках (именно
эти предпосылки и являются предметом философии). Но философия - искусство, и
потому
она идет не этим путем; следовательно, разум лишь предлагает задачу,
не решая ее, а затем
становится лишь
материалом, в котором
осуществляется
произведение искусства; разум поэтому требует и получает, но он не дает, ибо
что вещи, идея - вот
предмет всякого искусства, а
понятие никогда не может
содержать больше, чем представление того, представлением чего оно
является.
Кто,
следовательно,
остается
при понятиях, тот не художник и
не философ:
философ
должен
оставить
понятие,
разум
и
покойно созерцать
с
помощью
чувственности
и
рассудка, чтобы именно этим обогатить понятия и разум. Так
герой должен отдать жизнь, чтобы жизнь обрести.
Тому, кто много рефлектирует, стоит большого труда оставить рефлексию и
от
быстрого
бега понятий обратиться к покойному созерцанию; но
так должно
быть: ибо у понятий, как и у луны, лишь отраженный свет.
Разум
-
женской природы:
он
никогда
не
рождает,
но
всегда
лишь
приемлет, то ради удобной жизни
и цивилизации, то
ради науки, то, наконец,
ради
философии
и
даже поэзии.
Поэтому в
области разума
лежит
истинная
человечность. Но из разума никогда не возникнет что-либо гениальное: гений -
это
лишь
сила
объективного
созерцания.
Объективное
же
созерцание
у
большинства
людей отсутствует совершенно; оно может
случайно
на мгновение
осенить
их
- тогда они сочинят
сносное
стихотворение. Обыкновенно же они
прежде всего и немедленно ищут лишь абстрактного понятия для всего того, что
им встречается, подобно
тому
как
ленивый
ищет стула,
а
это
опять-таки
потому, что
мир интересует их лишь как объект их
воли и для них достаточно
понятия,
чтобы
разумно
выполнить
свою
волю;
потому-то
они
так быстро
расправляются с произведениями искусства и прекрасным в природе.
75
Занятие понятиями не чисто
объективно: они даны нам не вполне,
скорее
мы образуем их; а это субъективно.
Все сказанное - лишь указания для будущей истинной критики разума.
Художники
очень мало занимаются понятиями и остаются при первом классе
представлений. Поэтому им
1) несвойственны
понятия,
они
не
умеют
с
ними
обходиться, трудно
понимают и оттого бывают своенравны; в самом деле, ведь они
2) презирают понятия, а следовательно,
и тех
людей,
которые,
как им
кажется, живут в понятиях, ибо они, художники, познали, какое удовлетворение
дает
созерцание и насколько
всегда
недостаточны
понятия. Философом может
быть лишь тот, кто
может помимо
всякой рефлексии созерцать мир и постигать
идеи,
как художник-пластик или
поэт,
но в то же
время настолько
владеет
понятиями, что может отображать и повторять мир.
"Und was in schwankender Erscheinung schwebt
Befestigt in dem dauernden Gedanken".
(To, что проносится в шатком явлении, закреплять в долговечной мысли).
Несмотря
на
всю
живость созерцания,
рефлексия
всегда
должна
быть
чрезвычайно близка философу; мало того, он должен иметь как бы инстинктивное
влечение тотчас же
выражать в отвлеченных понятиях
все
то, что он познает
интуитивно, подобно тому как живописцы от природы при всем, что они видят
и
чем восхищаются, тотчас же хватаются за кисть.
§ 17
Вечная противоположность между созерцанием по закону основания, наукой,
разумом - и
созерцанием
идеи, искусством,
гением
была всего
ранее
ясно
выражена у Аристотеля и Платона.
76
Подобно
тому
как я выше
где-то
показал,
что
понятие для искусства
остается
навеки бесплодным,
так и
Аристотель
в Metaphys. I, с. 7
весьма
наивно заметил, что идея для науки совершенно бесплодна.
§ 18
Науку может
изучать каждый - один с большим, другой с меньшим усилием.
Но от искусства всякий получает лишь столько, сколько он вносит в него
сам,
но
только ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201