|
например,
предвидение
случайных
происшествий
и
руководство ими, явления духов,
магия, пророчества, симпатия и т.п. Ибо это
было бы в высшей односторонним суждением.
§ 154
Все,
что
понятно, лежит в области представления: все понятное - связь
одного представления
с другим;
все
непонятное
выступает на
сцену, когда
наталкиваешься
на
сферу воли,
т.е. когда
воля
непосредственно входит
в
представление. Возьмем наиболее
частый случай -
мы
касаемся какого-нибудь
члена
тела: это
остается
непонятным;
далее
-
организм,
произрастание,
кристаллизация, всякая сила природы: все это остается непонятным, потому что
здесь непосредственно проявляется воля.
§ 155
Естественное
в
противоположность сверхъестественному
означает вообще
все, наступающее согласно закономерной связи опыта; а так как опыт - простое
явление, т.е.
так как законы
опыта
обусловлены
формою
представления,
в
котором
опыт
выражается,
т.е.
интеллектом,
которому опыт дается,
-
то
сверхъестественное,
т.е. вопреки законам опыта все-таки наступающее,
- это
проявление вещи в себе как такой, которая вопреки законам врывается в
связь
опыта. Противоположение
естественного
и сверхъестественного
выражает
уже
собою
смутное сознание
того,
что опыт с его
закономерностью представляет
собою
только
явление, за
которым
кроется вещь в
себе, каждое
мгновение
могущая нарушить его законы.
Философия
представляет собою, в
сущности
говоря, стремление
познать
сквозь завесу представления
то,
что
не
есть представление и что, однако,
должно находиться и
в
нас
самих, так как иначе
мы были
бы не более
как
представлением.
Глава VI
К ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ ПРИРОДЫ
§ 156
В
текущем
столетии блеск, а в
силу его
и преобладание
естественных
наук, равно как и
всеобщность их распространения, настолько велики,
что ни
одна философская система не может
приобрести прочного
влияния, если она не
опирается на
естественные науки и
не
находится в постоянной связи с ними.
Иначе ее не стоит и предлагать.
§ 157
Пред троном метафизики всякое открытие физики, даже самое значительное,
-
не
что
иное,
как
частный
случай
правила, которое, как достоверное a
priori, не нуждается ни в
каком подтверждении, именно - закона причинности.
Физика доказывает всегда лишь, что таинственная и неисследимая связь причины
и
действия находит себе
применение как в
1000
известных случаях, так и в
одном,
еще
дотоле нам неизвестном.
Если
же физика не может доказать, что
этот
случай - проявление уже
известной
силы природы,
то она
установляет
новую силу природы, которая,
как и
все уже
известные, неисследима для нее
далее и
остается
qualitas
occulta.
Сказанное
приложимо
и
к
Ньютонову
открытию причины центростремительных сил во
вселенной, и к открытию тяжести
воздуха,
воздушного насоса, электричества и электромагнетизма, короче
- ко
всему, что когда-либо открывала или откроет физика.
Против упрека
метафизике
в том, что
она никогда
не принесла
пользы
физике и не может
принести ее, можно возразить многое. Но гораздо очевиднее
то,
что
все возможные успехи
физики не
могут помочь метафизике.
Правда,
естествознание
дает метафизике
материал
для известного применения
и
для
примеров, но
это
не
есть
еще
прямая
заслуга
физики
пред метафизикой.
Метафизика
должна
иметь
свои положения
-
уже
наперед, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201