|
у
немецкого
государства
была одна
верховная
глава, как Нерон хотел видеть у
человечества одну голову,
чтобы
обезглавить его одним ударом.
202
Глава IX
К УЧЕНИЮ О НЕРАЗРУШИМОСТИ НАШЕГО ИСТИННОГО СУЩЕСТВА СМЕРТЬЮ
§ 273
Мы бодрствовали
и будем снова бодрствовать; жизнь
- это ночь, которую
заполняет долгий сон, становящийся иногда гнетущим кошмаром.
§ 274
Как человек, упавший в море, именно потому, что он натолкнулся
на дно,
всплывает снова на поверхность воды, так грех
часто возвращает людей самого
лучшего типа на путь истинный; так было с Гретхен в "Фаусте". Грех действует
тут как страшное сновидение, ужас которого прогоняет у нас весь сон.
§ 275
Моя фантазия часто (в особенности во время музыки)
играет
мыслью, что
жизнь
всех людей и моя
собственная - только
сновидения
какого-то вечного
духа, дурные и хорошие сновидения, а каждая смерть - пробуждение.
203
§ 276
Опыт, на котором ясно проявляется двойственность
нашего сознания - это
наше
в
различные
времена
различное воззрение на смерть.
Бывают моменты,
когда смерть, если мы ее
живо представляем
себе, является в таком страшном
виде, что мы не понимаем, как возможно при такой перспективе иметь спокойную
минуту
и
как
это
не каждый человек
проводит
свою
жизнь в
жалобах
на
необходимость
смерти.
В
другие
времена мы
думаем
о смерти с
спокойной
радостью, более того - с тоскою по ней. Мы правы и в том, и в другом случае.
В первом настроении мы вполне охвачены временным
сознанием, мы не что иное,
как явление во времени;
в этом
случае смерть для нас - уничтожение, и
нам
действительно следует бояться
ее как величайшего
зла. В
другом настроении
живо высшее сознание,
и оно справедливо радуется
расторжению
таинственной
связи, с помощью которой оно соединено
с эмпирическим сознанием в тождество
одного
я, - ибо с эмпирическим сознанием
необходимо
полагается
не только
греховность, но
и
все зло, которое
проистекает из
этого царства
ошибки,
случая,
злобы
и
глупости,
и
наконец
-
смерть:
смерть
-
это
как бы
обусловленный жизнью долг,
как
и другие менее
достоверные невзгоды
(haec
vivendi
est
conditio.
Гораций).
Поэтому
Библия
и
христианство
вправе
утверждать, что смерть пришла в мир благодаря грехопадению, а также тяготы и
нужда в жизни ("В поте лица твоего будешь ты есть хлеб твой" и
т.д.). Злоба
других,
от которой мы
страдаем, имеется как задаток
и в
нас,
и это
мы,
следовательно, своим
вочеловечением становимся
в ней повинны, а потому
мы
справедливо подвергаемся
ее действиям. Временное в нас принадлежит времени,
должно
страдать
в нем и пройти:
для него
нет никакого
спасения.
Только
вечное может
спасти себя самоутверждением,
т.е. добродетелью.
Если
же мы
отвергаем его, т.е. если мы порочны, то именно потому
мы - вполне временные
существа и попадаем во власть смерти и зла.
Аскетизм
-
это
отрицание
временного
сознания,
гедонизм
-
его
утверждение.
Фокус
этого утверждения - в удовлетворении полового влечения;
оттого целомудрие является первой ступенью к
аскетизму и служит
этапом
от
добродетели к нему. Поэтому, если бы целомудрие стало всеобщим, человеческий
род
вымер
бы,
т.е.
не
было
бы
необъяснимого
существования временного
сознания
наряду с
высшим, - высшее сознание,
следовательно, утверждало бы
себя в чистой форме: добродетель и представляет собою
именно явление такого
утверждения [1].
1 Наивысшая степень аскетизма,
полное отрицание временного сознания
-
это добровольная голодная смерть, мне до сих пор известны только два примера
ее;
один
пример
я
выписал
из
"Nurnberger
Korrespondent
von
und
fur
Deutschland"
от
29
июля
1813,
другой упоминается ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201