вывод, что этот
мир
не
мог быть делом некоего
всеблагого
существа, а несомненно -
дело какого-то
дьявола,
который воззвал к
бытию
твари для того, чтобы насладиться
созерцанием
их мук; на это указывали все
данные,
и
вера,
что
это
так,
взяла у
меня
верх.
Во
всяком
случае,
человеческое
бытие гласит о предназначенности страдания; это
бытие глубоко
погружено в
страдание, не
может
избыть его;
самое течение
и исход бытия
безусловно трагичны: невозможно
отрицать в этом известной преднамеренности.
Но
ведь страдание представляет собой ???, суррогат добродетели
и святости;
просветленные
им,
мы достигаем
в конце концов
отрицания
воли
к
жизни,
возвращаемся
с
ложного
пути,
приходим
к
спасению;
именно
потому
та
таинственная власть, которая правит нашей судьбой, в народной вере мифически
олицетворяемая как провидение, позаботилась бесспорно о том, чтобы при-
375
чинять
нам страдания за
страданиями. Вот отчего моему молодому взору,
совершенно одностороннему, но, насколько он видел, правильному, мир предстал
как
создание
дьявола.
Но
сама
по
себе
эта
таинственная
власть
и
всемогущество - наша собственная
воля,
в той
стадии, которая не
входит в
наше
сознание,
как
я
это
изложил
подробно;
а
страдание,
конечно,
представляет собою прежде всего цель жизни - так, как если бы оно было
дело
какого-нибудь
дьявола;
но
эта цель
не
последняя: она сама
-
средство,
средство благодати, и как таковое оно, страдание, нами
самими приспособлено
к нашему истинному и высшему благу.
§ 657
Уже
много лет назад я
записал [1], что в основе
деятельности каждого
гения
лежит
врожденный
искусственный
прием,
можно
сказать -
известная
уловка,
которая
представляет
собою тайную
причину
всех его
созданий
и
выражение которой отпечатывается на его лице.
1 (Лист X,
Веймар, 1814):
Пользуясь
недостойным способом
выражения,
можно
сказать:
у
всякого человека, одаренного
гениальностью, есть только
одна уловка, которая зато уже принадлежит исключительно
ему
и
которую
он
пускает в ход в каждом из своих созданий,
но
только всякий
раз
- в
ином
применении.
Так
как
эта
уловка
свойственна
исключительно
ему,
то
он
совершенно оригинален, и так как эта уловка может быть
преподана другому не
непосредственно, а только косвенно, т.е.
путем художественных произведений,
далее - не в целом и абстрактном виде, а только в отдельных образцах, то ему
нечего
бояться, что кто-нибудь усвоит
себе эту уловку или что
он,
гений,
исчерпает
себя (покуда он
остается гениальным, т.е. покуда
обладает
этой
уловкой).
Она
представляет собою
лишь
как
бы
прореху
в
покрывале
природы,
сверхчеловеческую
частичку
ь
человеке.
Она,
решительно,
-
фокус
всех
произведений каждого данного гения. Она светится из его глаз, как гениальная
индивидуальность.
Эта
уловка, этот
прием,
для
его,
гения, рефлектированного сознания
(т.е. для его
разума)
представляется
такой же загадкой, как
и
для
всех ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz