-
то тело,
которое
умирает. Сама же воля
продолжает жить во
все времена,
ибо она существенна
для
времени,
как
время
для
нее.
Миллионы
лет постоянного
возрождения
существуют только в понятии (как и все прошлое и будущее существует только в
понятии); для индивидуума время всегда ново, он всегда чувствует себя как бы
вновь
созданным:
наполненное время
сплошь
- настоящее.
Время похоже
на
прикрепленное колесо: оно вертится с
быстротой молнии, не двигаясь с места,
и его
периферия остается всегда на одинаковом
расстоянии
от центра. Вечно
неразрешимый вопрос,
почему же "теперь" существует именно теперь, возникает
благодаря тому, что
мы рассматриваем время как нечто
независимое от нашего
существования, а
последнее
как
вброшенное
в
него: мы
предполагаем
два
"теперь" - одно, которое принадлежит объекту,
и другое, которое принадлежит
субъекту,
и удивляемся
их совпадению:
но
ведь только это совпадение, это
соприкосновение объекта и
субъекта (которые оба опять-таки, в свою очередь,
существуют
только в этом
соприкосновении, а
не вне
его)
и
представляет
"теперь"; и уже тут,
конечно,
оно должно быть тождественно
с самим собой,
"теперь"
= теперь,
определенное
теперь
есть всегда именно
теперь. Люди,
побуждаемые разумом, спрашивают себя, были
ли они до этой жизни и будут
ли
существовать после
нее.
Кант
учил, что
время присуще не вещам в себе,
а
только явлению. Но они этого
не поняли, хотя Платон 2200
лет назад
сказал
это иными словами - чего они тоже не знают.
1 Откуда
берется скрытый ужас
преступника перед
собственным деянием?
Оттуда, что
в сокровенной глубине своей
души он
сознает,
что
мученик
и
мучитель разъединены
только
пространством и временем;
а
то,
что главным
образом подвержено муке - это жизнь; между тем он именно путем своего деяния
утвердил эту
жизнь с такою силой, что его ожидает
равная этой силе степень
мучения, прежде чем умрет в
нем воля к жизни. (Это пришло мне в
голову при
созерцании Иродиады у Леонардо да Винчи.) Преступник видит сразу, как ужасна
жизнь и как крепко
сросся он с этой
жизнью, тем, что самое ужасное исходит
именно от него самого.
Более того. Всякий, кто
не отрекается
добровольно, в силу
уразумения
ничтожества
и
гибельности
воления
или
жизни,
что
одно
и
то
же,
от
чувственных
наслаждений
и,
следовательно,
не
стремится
умертвить
свои
похоти, - такой индивидуум говорит, что он хочет предоставить мукам и смерти
сделать то, что сам он не в состоянии сделать с
помощью высшего познания, а
именно: умертвить в
себе желание
(которое
представляет
ядро
жизни).
Он
уподобляется
Мессалине, которая, хотя
и видит,
что она погибла, и хотя ее
мать увещевает ее
положить конец своей жизни, не в состоянии сделать этого,
напрасно обращает сталь против своей груди и ждет, чтобы трибун совершил то,
на выполнение чего у нее нет силы (Taciti, Anales, XI, 37, 38).
А
я
прибавляю
к этому:
время - это
только наипростейший вид закона
достаточного основания, а весь закон основания свойствен только явлениям, не
вещам в себе: только объекту, не субъекту.
215
§ 304
Платонова
идея, вещь в себе, воля (ибо
все
это -
одно и то же) ни в
каком
случае
не основание
явления; ибо
таким образом они
(идеи) были бы
причиной, а в
качестве последней - силой, а как сила
они были бы истощимы.
Но
для
идеи нет
никакой
разницы,
выражается
ли
она
в одной вещи
или
миллионах вещей. Например, представляется
ли идея дуба в одном
дубе
или в
тысячах, выражается ли идея зла в одном
или в миллионах людей и
животных -
это для
идеи
одно и то
же,
и
различие
это лежит уже
внутри
явлений и ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz