§ 126
Бодрость,
веселость,
разумность
и,
благодаря
всему
этому, счастие
зависят от отношения, в каком находится
интеллект каждого человека к воле -
именно,
если
первый
преобладает;
но
гений,
величие
духа,
зависит
от
отношения, в
котором
находится интеллект одного человека к интеллекту всех
прочих,
а именно
-
превосходит
его, причем
воля
такого человека
может
относительно быть настолько
же сильнее;
поэтому оба преимущества вовсе
не
необходимо бывают вместе.
§ 127
Когда индивидуум
терзается заботами
и горем или сильные желания мучат
его - гений скован
цепями, он
не в
состоянии
себя проявлять;
лишь когда
заботы
и желания
молчат, тогда он может
дышать воздухом свободы
и жить -
оковы
материи сброшены,
и
остается чистый
дух, чистый
субъект познания.
Поэтому тот,
кого осеняет гений, пусть
охраняет себя от горестей, держится
вдали
от забот, ограничивает свои желания,
которых
он не может
подавить,
пусть
он
удовлетворяет вполне,
- лишь
таким образом использует
он
свое
редкое
существование
с
возможно
большими
результатами
- к
собственной
радости и к пользе мира.
136
Бороться с нуждою, заботами или запретными, недозволенными желаниями
-
это
хорошее
занятие для тех
людей,
которые, если освободить их
от всего
этого, боролись бы со скукой и через то впадали бы в
дурные
поступки, а не
для тех,
один
час
жизни которых,
хорошо
использованный, приносит
плоды
столетиям. Гений (как говорит Дидро) не только моральное существо.
Законы механизма теряют значение
там,
где действует
химизм, и законы
химизма
теряют
значение
там, где
пробудилась
органическая жизнь: так
и
правила для обыкновенных людей
не имеют
значения для людей исключительных,
так же как и удовольствия первых не нравятся последним.
§ 128
Гениальный
человек
-
не
только моральное существо,
подобно
прочим
людям: он
-
носитель интеллекта целого мира и многих столетий.
(Замечание
это
находится
в
предисловии к "Neveu
de Rameau"
в Oeuvres
inedites
de
Diderot.) Он живет поэтому более ради других, чем ради самого себя.
§ 129
Помехи,
которые
воля
постоянно
готовит
чистому
интеллекту,
можно
разделить
на два класса: заботы и страсти. Заботы -
это стремление уйти от
зла,
по
большей
части
действительного;
страсти
же
-
пылкое
желание
воображаемых наслаждений. И заботы и страсти нарушают свободную деятельность
интеллекта. По большей части заботы ограждают нас
от
страстей, и наоборот.
Если
судьбе угодно, чтобы гений был плодотворен,
то она ведет его по узкой
дорожке между
заботами и страстями,
которая,
однако, почти что никогда не
бывает
настолько
прямою, чтобы он
в
виде
исключения
то там, то
сям не
уклонялся в ту или другую
сторону - что сопровождается заметным упадком его
сил и продуктивности.
137
§ 130
Ни один гениальный
человек не был злодеем [1], так
как
злость
- это
обнаружение
столь
сильного
желания,
что
оно
подчиняет
интеллект
исключительно
служению
себе и
не допускает, чтобы он
стал свободным
для
чисто объективного
созерцания
вещей. Злодей может иметь сильный интеллект, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz