|
Созерцаемые
представления
доступны и
животным,
абстрактные
-
лишь
человеку.
"Такие представления назвали
понятиями, так как в каждом
из них
или, скорее, под каждым из них, содержится
бесчисленное множество отдельных
вещей,
которые
и составляют его совокупное
содержание.
Эти понятия можно
также
определить
как представления
из
представлений,
ибо,
образуя
их,
абстрагирующая
способность
разлагает
<...>
полные,
следовательно,
созерцаемые
представления
на
их
составные
части,
чтобы
мыслить
их
обособленно,
каждую
саму
по
себе,
как
различные свойства или отношения
вещей" (Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания.
С.
78).
СОЗЕРЦАНИЕ - непосредственное восприятие предметов,
в том числе
идей,
самый важный факт познания.
"Первое,
самое
простое, постоянное
проявление рассудка
- созерцание
действительного мира; оно есть всецело познание причины из действия; поэтому
созерцание всегда интеллектуально.
...То, что ощущает
глаз, ухо,
рука, не
есть
созерцание,
это
просто
данные.
Лишь
когда
рассудок переходит
от
действия
к
причине,
возникает
мир,
расстилающийся
как
созерцание
в
пространстве, изменчивый по своей форме, постоянный по своей материи
во все
времена,
ибо
рассудок
соединяет
пространство
и
время
в
представлении
материи, т.е. деятельности" (Шопенгауэр А. Мир
как воля и представление. Т.
1. С. 149).
"Созерцание, чистое
ли
a priori,
на котором основана математика, или
эмпирическое
a
posteriori,
на
котором основаны
все
другие науки,
есть
источник
всякой
истины и
основа всякой науки.
(Исключением служит только
логика, основанная
не на
созерцательном, но все-таки
на
непосредственном
знании разумом его непосредственных законов.)" (Там же. С. 199).
413
СТРАДАНИЕ - вечная неудовлетворенность воли временными и промежуточными
целями на пути ее бесконечного стремления.
"Мы давно уже признали, что это стремление, составляющее ядро
и в себе
бытие каждой вещи, есть то, что в
нас, где оно открывается яснее
всего при
свете полного сознания, называется волей.
И тогда мы называем
препятствие,
которое
стоит
между
ней
и
ее
временной
целью,
страданием,
напротив,
достижение
цели - удовлетворением, благополучием,
счастьем" (Шопенгауэр А.
Мир как воля и представление. Т. 1. С. 410-411).
"Ибо
стремление
всегда
возникает
из
какого-либо
недостатка,
из
недовольства
своим
положением,
следовательно,
представляет
собой,
пока
стремление не
удовлетворено, страдание; но удовлетворение никогда не бывает
длительным,
оно
всегда
-
только
начало
нового
стремления.
Мы
видим
стремление
постоянно
наталкивающимся
на препятствия,
постоянно в борьбе;
следовательно, всегда
как страдание:
нет последней цели
стремления,
нет,
следовательно, и меры и цели страданию" (там же. С. 411).
"Вечное
стремление,
составляющее сущность
каждого
проявления
воли,
находит на высших ступенях
объективации свою первую
и самую общую основу в
том,
что здесь
воля является себе
самой
в виде живого
тела
с
железным
повелением питать его - и силу
этому повелению дает именно то, что это тело
не
что
иное,
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201