|
лиц, которые
касаются
стола.
Дюпоте
влиянием
своей
воли
делает
людей
безвольными, так что
они выполняют все движения уже по его указанию и воле,
а не по
собственной.
Далее, и
самый стол ведь имеет
волю,
хотя
и очень
слабую, которая обнаруживается
как
тяготение; но эта
воля
точно
так
же
побеждается волею
лиц,
накладывающих
на стол руки, так
что стол,
вместо
собственной, следует их воле.
§ 207
В объяснение американского вызывания духов столоверчением
и т.д. можно
было
бы
сказать:
после
смерти
остается ведь
чистая,
голая
воля,
без
интеллекта.
Эта воля
нуждается для восприятия вещей
в каком-нибудь
чужом
интеллекте, которым она
и
пользуется,
как паразит (и которым
ссужает
ее
медиум), воспринимает благодаря ему и
затем, сообразно
с этим восприятием,
проявляет магическую силу, которая находится к услугам всякой воли,
значит,
также и воли умершего, - в стуке, бросании и т.д.
166
§ 208
Астрономы признают
бесспорным,
что тяготение
не
нуждается,
подобно
свету и т.д., в каком-либо времени для
распространения своего действия: оно
дано моментально, при всяком расстоянии; следовательно, тяготение - поистине
actio in
distans; оно - высшего порядка, чем все
физические силы, подобные
свету и т.д.
§ 209
Пока
вы будете ставить
всякой
философии conditio sine qua поп, чтобы
она
была
выкроена
по
еврейскому
теизму, нечего
и думать
о
каком-либо
понимании природы или даже о серьезном исследовании истины.
§ 210
Современный материализм - это навоз для удобрения почвы под философию.
§ 211
Все естественные науки подлежат тому неизбежному злу, что они постигают
природу
исключительно с
объективной стороны,
не заботясь
о субъективной.
Между тем
главная суть необходимым
образом
кроется именно
в субъективной
стороне: это выпадает на долю философии.
Глава VII
К ЭТИКЕ
§ 212
Древние
философы
объединяли
в
одном
понятии
много
совершенно
разнородных
вещей: каждый
платоновский диалог дает сколько угодно примеров
этого.
Наиболее
грубым смешением и путаницей этого рода является
смешение
этики
с
политикой.
Государство
и Царство
Божье,
или
моральный
закон,
настолько разнородны, что первое - пародия на второе, горький смех по поводу
его отсутствия, костыль вместо ноги, автомат вместо человека.
§ 213
Принцип
чести находится в связи с человеческой
свободой; он - как
бы
злоупотребление этой свободой. Вместо того именно, чтобы пользоваться ею для
исполнения
морального
закона,
человек
пользуется
своею
способностью
добровольно
сносить
всякое
физическое
страдание,
преодолевать
всякое
переживаемое впечатление - для того, чтобы утверждать своеволие своего я, на
чем бы
оно
ни
настаивало. Так как,
далее,
он
показывает
этим, что,
в
противоположность животным, он ведает не только телесное благополучие и все,
что ему
служит,
то
отсюда
и
происходит
частое
смешение или
сближение
принципа
чести
с добродетелью -
но это неправильно: хотя
этот принцип
и
отличает человека от животного, однако сам по себе он, в
силу этого, еще не
возвышает
человека над
животным: как цель, он остается, подобно всему, что
возникает
из
индивидуальности,
призраком
и
мраком; примененная
же
как
средство
или случайно, честь может породить добро, но
и это
добро будет в
области
ничтожного;
злоупотребление
же
свободою,
которая ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201