нечто вместо х или
у
богом
и,
значит,
короче говоря,
сказать: бог
- это то,
что мы представляем собою,
когда
мы
не
мир,
-
то
этим
мы
спасли
бы
самое
слово,
но
не
его
первоначальный смысл,
и у
нас был
бы бог,
совершенно отличный
от
мира,
поскольку
он
был
бы последнему абсолютной противоположностью, его
прямым
отрицанием.
§ 413
Что
касается
теизма,
то
в
Германии
среди
ученых
сущность
его
представляет
до известной
степени дело поконченное,
но со
словом они
не
хотят
расстаться -
подобно
тому
как королей можно
было принудить
силой
отказаться
от
своих
королевств,
но не
от титулов;
поэтому
австрийский
император все еще называет себя королем Иерусалимским, английский король все
еще титулует себя королем французским и т.д.
§ 414
Если религия служит
маской для самых
низменных умыслов, то это
-
до
того повседневное
явление, что оно
не
может никого удивить; но чтобы
это
могло случиться
с философией,
чистой дочерью неба, которая никогда и нигде
не искала
ничего иного,
кроме
истины, - эта участь выпала
на долю нашего
времени.
§ 415
Бога, свободу
и бессмертие считают по большей
части
главными
целями
метафизики, но первая сделала бы невозможными две последние цели. Можно было
бы также сказать: первое
было бы в онтологическом доказательстве - essentia
без existentia, второе - existentia без essentia.
276
§ 416
Лжеучение,
которое, широко распростираясь, загораживает дорогу истине,
представляет
собою
такое
отвратительное
существо,
что,
пускай
оно
санкционировано тысячью
поколений
и приносит неизмеримую пользу, даже делу
морального
исправления человеческого рода, - я не вижу основания щадить его
или смирять свою ненависть и презрение к
нему. Нет лжи, достойной уважения.
Знайте
это!
Мы
хотим
добиться
истины и
прибегнуть
без remorse даже
к
вивисекции лжи.
§ 417
Теизм должен принять одно из следующих допущений:
1. Бог
создал
мир из
ничего;
это
противоречит
вполне
достоверной
истине, что из ничего ничего не делается.
2. Он
создал его из
самого




себя;
тогда или он сам
остался в
нем -
пантеизм, или
та часть его,
из которой сделался мир, отделилась от него, -
эманация.
3.
Он обработал
в
определенную форму найденную материю -
тогда
эта
последняя так же вечна, как и он сам; он в таком случае просто ???.
§ 418
Масса будет всегда способна только верить, но
не понимать. А
для веры
все одинаково легко
или трудно.
Поэтому дайте ей
в
качестве объекта веры
что-нибудь
дельное
и
истинное, а
не
учения,
которые
внушают ложное
и
недостойное понятие о природе, унижая
последнюю до степени внешней поделки,
проповедуя,
будто
человеческий род
и мир существуют
для того, чтобы быть
счастливыми, и т.д., и т.д.
277
§ 419
Мораль должна иметь для себя опору в
какой-либо догме; оттого, пока не
знают догмата истинного, берут какой-нибудь мифический, аллегорический, и не
достоверный,
а
только предполагаемый. Хорошо, но действительно
ли
мораль
нуждается в догмате? Нельзя
ли предоставить ее самой себе, так как ведь она
прирождена, а в отношении
принудительных обязанностей нельзя
ли довериться
юстиции и полиции, наряду с которыми действует еще и честь, т.е. внимание ко
мнению других?
А
если нужен мифический догмат, то как
высоко над всеми другими стоит ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz