что способность представления может
существовать лишь как свойство
какого-нибудь организма.
Поэтому
дело
обстоит теперь так, как никогда
прежде; и моя система в
корне отлична от всех прежних.
125
§ 105
Подобно тому как в физике на протяжении тысячелетий не сомневались, что
вода проста, и, следовательно, считали ее первоэлементом, так и в философии,
в
течение еще
более долгого времени,
считали
"я"
несомненно
простым и,
следовательно, неразрушимым. Я же доказал,
что
это "я" составлено
из двух
весьма разнородных составных частей: воли, которая метафизична и есть вещь в
себе,
и
познающего субъекта, который принадлежит
к
миру
физическому и к
чистому явлению.
§ 106
Посмотри на большой, массивный, тяжелый
цейхгауз:
я
говорю тебе, что
эта жесткая, грузная, обширная масса существует лишь в мягкой кашице мозгов,
лишь
там имеет
свое бытие и вне
их ее совсем нельзя найти. Это ты
должен
понять прежде всего.
§ 107
О, какое чудо видел я!
В этом мире вещей и
тел предо мною
лежали две
такие вещи: обе
были тела, тяжелы, правильной формы, прекрасны на вид. Одна
вещь была яшмовая ваза с золотыми
краем и ручками; другая была органическое
тело, животное, человек. Достаточно подивившись их внешнему виду, я попросил
гения,
сопровождавшего
меня,
дать
мне
возможность
проникнуть
в
их
сокровенные
недра.
И
это
случилось.
В
вазе
я
не нашел ничего,
кроме
тяготения и некоторого смутного влечения, которое выражалось
как химическое
средство. Но когда я проник в
другую вещь - как выразить мне свое изумление
пред тем, что
я там нашел! По невероятности это превосходит все
сочиненные
сказки и басни; но я расскажу это
- хотя и с риском возбудить к себе полное
недоверие.
Итак,
в этой вещи, или,
вернее, в верхней ее
конечности,
называемой
головою,
которая
снаружи
выглядит,
подобно
всем
прочим, ограниченною в
пространстве, имеющей тяжесть
и т.д., я нашел
не более не менее как
целый
мир, со всем пространством, в
котором все
находится,
со всем
временем, в
котором все
движется,
со всем тем,
наконец, что
наполняет пространство и
время, во всей его пестроте и бесконечности; и, что всего
нелепее, я нашел,
что я и сам там прогуливаюсь!
126
И все
это
не так,
как
на
картине
или
как
в
райке,
а
во
всей
действительности.
Итак, все это действительно и поистине находится в этой вещи, величиною
с кочан
капусты, которую
палач, когда
нужно, отрубает одним ударом,
-
и
тогда
мрак и ночь неожиданно покрывают
этот мир; и мир
тогда совсем исчез
бы,
если
бы подобные вещи не распложались, как грибы, так
что
их
всегда
достаточно, чтобы вновь начать погрузившийся в ничто мир, который
постоянно
и поддерживается ими, подобно мячу, в воздухе, как общее всем представление,
общность которого они выражают словом "объективность".
Я
почувствовал себя
при этом так, как Ардшуна, когда Кришна показался
ему в истинном своем божественном
виде, со ста тысячами рук, и глаз, и ртов
и т.д., и т.д.
§ 108
Пространство,
в
противоположность наполняющему
его
телу,
очевидно,
нематериально, - следовательно, духовно, нечто существующее только
в
духе,
т.е. в нашем интеллекте.
§ 109
Скажите
мне,
когда
возникло пространство и
где родилось время,
его
мимолетная невеста, наконец, как произошла материя,
их общее
дитя, и таким
образом был создан главный остов страдающего мира.
С пространством возникла
вражда, и с временем - проходимость вещей.
§ 110
Мир не создан; ибо он был, как говорит Оцелл Лукан, от века; ведь время
обусловлено
познающими
существами,
т.е.
миром,
а
мир
- временем.
Мир
невозможен без
времени;
но
и время невозможно без
мира. И тот и
другое,
следовательно, нераздельны, и невозможно даже помыслить время, в котором
не
было бы никакого мира, равно как и мир, который был бы ни в какое время.
127
§ 111
В
математике
ум борется со
своими
собственными
формами познания, с ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz