|
тоска,
которая возникает из
пустоты
и тупости
сознания, а
пламенная
жажда,
жгучая
ярь,
-
именно
тогда
готовы
к
величайшей
действенности и высшие
силы духа, и даже высшее
сознание [1]; правда, в то
мгновение, когда сознание предается
желанию и совершенно полно им, эти силы
находятся в потенциальном состоянии; но нужно только
могучее
усилие, чтобы
дать
душе
противоположное
направление,
и вместо
прежнего
мучительного,
неудовлетворенного,
исступленного
вожделения
(царства
ночи)
сознание
заполняет деятельность
высших
духовных сил
(царство света). Ибо Кильмейер
верно
говорит,
что
головной
мозг
и
половые органы
представляют
собою
противоположные
полюсы.
А
я прибавлю к
этому,
что
они
- представители
временного
и
сверхвременного,
высшего
сознания.
Кильмейер
приводит
в
доказательство, что на голове и у половых частей есть волосы, что наибольшее
выделение семени и наибольшая умственная деятельность наступают одновременно
-
главным
образом, при полнолунии
или
новолунии.
Он сравнивает
половые
органы с
корнем,
мозг - с верхушкой дерева. - Аристотель говорит в
Этике,
что во время полового
наслаждения совершенно невозможно что-либо мыслить. В
эти
периоды
вообще
существует,
действительно,
самая
сильная,
наиболее
активная жизнь, так
как
оба
полюса
поляризуют между
собою
с величайшей
энергией: вот
почему это
и обнаруживается только у исключительно одаренных
людей.
В упомянутые
часы часто живешь
больше, чем за
целые годы тупости.
Дело
только в том, какое берут направление. Один полюс не понимает другого,
один
242
для
другого совсем
не существует. Тем не менее разум, как способность
познавать цельность жизни в ее
единстве, как связь между временным и высшим
сознанием, и
в
силу синтетического единства
апперцепции, - разум обладает
историческим
знанием
этих
обоих
принципов, а так как
его
синтетическое
единство апперцепции никогда не погасает, то он может и в
те моменты, когда
сознание
растворяется
в
страстном
желании, вызвать возникшую
из высшего
сознания максиму "взять иное
направление"; правда, он противопоставляет эту
максиму живому страстному желанию лишь как
мертвое понятие; но все-таки
он
ее, эту максиму, предъявляет и делает возможным выбор, т.е. делает возможной
свободу, условие которой он собою представляет; и потому разум, оказывается,
служит орудием того, что бесконечно лучше, чем он сам.
1 Так позади самых черных грозовых туч небо отличается наиболее голубым
цветом - не тогда, когда везде расстилаются вялые белые испарения.
Изменение направления, переход
от царства тьмы, потребностей, желания,
обмана,
всегда
становящегося и никогда не сущего, к
царству света, покоя,
радости, отрады,
гармонии
и мира
бесконечно
тяжел
и
бесконечно
легок.
Сознание этого
легло в основу известного
стихотворения о
рыцаре,
который
должен
проникнуть
в
замок, окруженный стеной
с
одной-единственной узкой
дверью, причем
эта
стена
вращается
быстро,
как
вихрь;
храбрый
рыцарь
пришпоривает коня,
пускает повода, голову вперед, с
закрытыми
глазами - и
вламывается
в дверь. Это
символ добродетели,
пути света;
для
того чтобы
совершить
невероятно
трудное,
невозможное,
надо
только
хотеть, но зато
хотеть - необходимо.
Хотеть\ Великое слово! Стрелка на весах
мирового суда! Мост между раем
и
адом!
Разум не свет, который лучится с
неба, а только веха,
которую мы
сами ставили, направляя ее
к избранной мете, для того
чтобы она показывала
направление, когда
скрывается из ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121
122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201