|
других.
Моя уловка
состоит в
том, что
я внезапно и
в тот же
момент обливаю
живейшую
интуицию
или
глубочайшее
ощущение,
когда
благоприятный
час
порождает
их, самой
холодной,
абстрактной
рефлексией
и
благодаря этому
сохраняю
их затем в застывшем
состоянии. Иначе
говоря
-
высокая степень
сознательности.
376
§ 658
Когда у меня нет
ничего такого, что меня
бы страшило, то меня страшит
именно
это; ибо у меня
тогда появляется такое чувство, будто все-таки есть
что-то такое, что от меня остается лишь сокрытым. Misera conditio nostra.
См. Бэкон. De Deo Pan, in sapientia veterum.
§ 659
Люди чувствуют себя
часто
настолько оскорбленными
одним-единственным
словом, одним выражением
лица,
одним противоречием, что никогда не прощают
этого
и из дружбы делают вражду; мне это совершенно непонятно. И оттого мне
непрерывно
приходится прощать
такие выражения
лица, такие слова,
мнения,
противоречия
всякого рода, которые
возмущают меня до глубины моей души,
-
так, как это упомянутым выше людям совершенно неведомо.
§ 660
Я иногда
говорю
с
людьми
так,
как
ребенок со своей куклой:
дитя,
правда, знает, что кукла не поймет его речей, но все-таки создает себе путем
приятного сознательного самообмана радость общения.
§ 661
Пренебрежение, которое я встретил в обществе,
и предпочтение,
которое
там отдавали
предо мной заурядным, плоским,
убогим людям,
сбивало
меня в
юности с толку,
и
я не знал, как думать о себе, пока наконец в возрасте 26
лет, я не прочел Гельвеция и не понял тогда, что их
377
соединяла
однородность,
а
меня
от
них отделяла
разнородность, что
плоский
и
низменный человек подходит
к
плоскому и
низменному, а
всякое
превосходство встречает
к
себе ненависть. То же самое мне
встретилось и в
философской литературе, где по
существу это явление объясняется точно таким
же образом,
как это я с
каждым годом вижу все
яснее и яснее. Здесь, как и
там, нелепое, дурное, плоское, абсурдное
подходит к обыденным головам
и им
сродни;
а настоящее,
выдающееся, необыкновенное,
именно потому,
что
оно
таково, не
может
встретить у
них
одобрения: оно совершенно
разнородно с
ними;
к тому же превосходство вызывает к себе ненависть и страх. Гельвеций:
il n'y a
que l'esprit qui sente l'esprit;
mais les gens
ordinaires ont un
instinct prompt
et
sur,
pour connaitre et
pour fuir
les gens
d'esprit;
Шанфор:
la
sottise
ne
serait
pas
tout-a-fait
la
sottise, si
elle ne
craignait pas l'esprit (t. IV, p.
58); и
Лихтенберг:
существуют люди, для
которых
человек
с головой более ненавистен, чем самый
отъявленный негодяй
(sic fere); отсюда: "избегать, бояться и ненавидеть". - Таковы
те ощущения,
которые вызывает в них всякий талант.
Причина
того, что я
в обоих
случаях
на некоторое время
усомнился в
самом
себе, лежала
в
том,
что у
меня не было
понятия
о всем
страшном
убожестве людей; да
я
и не мог еще иметь его, так как a priori оно не было
мне дано, a posteroiri же оно могло прийти только путем опыта
- а он именно
таков, каким я его здесь излагаю.
В
обоих случаях я от времени до времени
получал
утешение
в
высокой
похвале, более
того, - в обожании со стороны отдельных лиц, и оно тем резче
оттенялось общим пренебрежением. Это помогало мне ориентироваться.
§ 662
Пошлость - это клей, который
цементирует людей.
У кого его мало,
тот
отпадает. Когда в молодые годы мне пришлось испытать это впервые на
себе, я
не знал еще, чего же мне, собственно, недостает.
376
§ 663
Главным образом то заперло двери перед моей философией, что я пренебрег
воспользоваться тем лозунгом, который
давно
потерял свое
значение, но,
в
качестве
дани ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183
184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201