корне
закона достаточного
основания. С. 111).
407
"Мы видим,
что механические,
физические, химические действия, а также
действия,
вызванные
раздражением, каждый
раз следуют за
соответствующими
причинами, но никогда
полностью
не
понимаем
сущности
процесса;
главное
остается для нас тайной; мы приписываем его свойствам тел, силам природы,
а
также
жизненной силе,
но все
это лишь qualitates occultae
[1]. He
лучше
обстояло бы дело и с
нашим пониманием движений и действий животных и людей,
они также
воспринимались бы нами
как
вызванные
необъяснимым
образом
их
причинами (мотивами), если бы
здесь нам не был открыт доступ во
внутренний
аспект процесса:
мы знаем на основании своего
внутреннего опыта, что это -
акт воли, который
вызывается мотивом, заключающимся только в представлении.
Следовательно, воздействие мотива
познается
нами не только извне и поэтому
только опосредствованно, как
все другие причины, а одновременно и
изнутри,
совершенно непосредственно и поэтому во всей его силе. Здесь мы как бы стоим
за кулисами и проникаем в тайну, как причина своим сокровеннейшим
существом
вызывает действие,
ибо здесь мы познаем совсем
иным путем и поэтому совсем
иным
образом.
Из
этого
следует
важное
положение:
мотивация
-
это
каузальность,
видимая
изнутри.
Каузальность
выступает здесь
совсем иным
образом,
в
совершенно иной
среде, для
совершенно
иного
рода
познания:
поэтому
в ней следует видеть совершенно особую форму нашего закона, который
предстает
здесь
как
закон
достаточного
основания
действия,
principium
rationis
suf f icientis
agendi,
короче, как закон мотивации" (там
же. С.
112).
1 скрытые качества (лат.). - Примеч. сост.
ИДЕЯ - неизменяемая, всегда
равная себе мировая
сущность, "адекватная
объектность воли", постигаемая только созерцанием.
"Когда, возвышенные силой духа, мы покидаем обычный способ рассмотрения
вещей, перестаем следить по закону основания за их отношениями друг к другу,
конечная
цель
которых
всегда
отношение
к
собственной
воле,
когда
мы
рассматриваем в вещах уже не где, когда, почему и для чего, а только что, не
позволяем овладевать
408
нашим сознанием даже абстрактному мышлению,
понятиям разума,
и вместо
всего этого отдаемся всей мощью нашего духа созерцанию, погружаемся в него и
предоставляем
всему
нашему
сознанию преисполниться спокойным
созерцанием
именно
теперь
стоящего
перед ним предмета, будь то пейзаж, дерево, скала,
здание или что бы
то ни было, когда, по глубокомысленному немецкому обороту
речи,
мы
полностью
теряемся
в
этом
предмете,
т.е.
забываем
о
своей
индивидуальности,
о своей воле,
остаемся лишь в качестве чистого субъекта,
прозрачного зеркала объекта, и нам кажется, будто существует только
предмет
и нет
никого,
кто бы его
воспринимал,
и,
следовательно, мы уже не можем
отделить созерцающего
от созерцания, они сливаются
в единое целое, ибо все
сознание
заполнено
и
занято
единым
созерцаемым
образом,
когда,
следовательно, объект таким образом
выходит из всех отношений
к
чему-либо
вне его, а субъект - из какого бы то ни было отношения к воле, тогда то, что
так познается,
уже не
отдельная вещь как
таковая, а идея,
вечная
форма,
непосредственная
объектность
воли
на
данной ступени;
и именно благодаря



этому
тот, кто погружен в это созерцание, уже не
индивид, ибо
индивид уже
потерялся в
этом
созерцании,
а чистый, не подчиненный воле,
не
ведающий
боли, находящийся вне времени субъект познания" (Шопенгауэр А. Мир
как воля
и представление. Т. 1. С. 295-296).
ИНТЕЛЛЕКТ (РАЗУМ)
- способность
к
мышлению;
мышление
как
функция,
направленная
на
служение
воле. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz