из того, как он умирает и как
он
выбирает
себе
жену.
334
§ 566
Если бы воспитание или увещание
были хоть сколько-нибудь
плодотворны,
то как мог бы в таком случае питомец Сенеки быть Нероном?
§ 567
Положение Пифагора [1], что подобное
познается только подобным,
верно
во многих
отношениях, а также
и
в том,
что всякий понимает другого
лишь
настолько,
насколько
он
стоит
на равной
ступени или, по
крайней
мере,
однороден с ним; следовательно, что каждый наверное замечает в каждом, это -
общее
всем, неизменное, мелочное, низкое в нашей натуре: в
этом
отношении
всякий в совершенстве понимает другого; а
то, в чем
у
одного преимущество
перед
другим,
-
это
не существует для
последнего;
наоборот,
он
будет
постоянно
видеть в первом только
подобного
себе, как бы
необыкновенны ни
были его
дарования, и это тем более, что видеть в нем только себе подобного
он
хочет. Только
неопределенную
боязнь,
смешанную
со
злобой,
будет он
ощущать
по
поводу
того, что ему
кажется неясным в другом, потому что это
превосходит его силы и оттого не нравится ему.
1 См. Porphyries de vita Pythagorae.
На
этом основывается
то,
что только дух слышит дух, что произведения
гения
будут
вполне поняты и
оценены
только гениями и
именно
потому
им
требуется
много времени, прежде
чем они
через посредство других
добьются
почета у
тех, для кого они,
собственно,
никогда не будут существовать. На
этом
основывается,
далее, и
та наглость,
с
какою
один
смотрит в глаза
другому,
уверенный,
что
ему никогда не
может
встретиться что-либо иное,
кроме жалкого
подобия его самого; да он и не увидит ничего другого, так Как
он не может понять ничего, выходящего за эти пределы; на этом основывается и
та дерзость, с
335
какой один противоречит
другому.
Наконец, на этом основывается
и то,
что
высокие
качества
духа
изолируют
и
высокоодаренные
люди
постоянно
держатся в отдалении от vulgus (а это значит -
от всех), так как они
могут
общаться
с
ним только
в том, чем они ему равны, проявляя только общую
со
всеми
другими
часть своего
существа,
т.е.
делаясь
в
достаточной
мере
неизменными;
более
того,
если
даже
они
пользуются
уважением,
твердо
основанным на авторитете, они скоро при общении с vulgus'oM сами теряют его,
так
как все силы
по
отношению к тем свойствам,
на
которых это
уважение
основано, но зато хорошо воспринимают общий весьма низменный элемент; в этом
случае скоро
оправдается арабская пословица: пошути
с рабом - он тебе живо
зад покажет.
Из
всего
сказанного
следует
также
еще
и
то,
что высокоодаренная
личность должна при общении с другими постоянно думать о том, чтобы спрятать
лучшую часть своего существа
под какой-нибудь шапкой-невидимкой;
точно так
же, если
такой
человек
хочет
точно
знать,
какую цену он
может иметь у
другого, ему надо
только выяснить, какую
цену
имеет тот для
него, и
эта
последняя,
по
большей
части,
окажется
весьма
незначительной,
-
следовательно, он нравится другим не больше, чем они ему.
§ 568
"В
человеке есть и
известная
почитательная жилка",
- сказал
где-то
Гете. Чтобы удовлетворить этому инстинкту почитания также и у тех, кто лишен ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz