только
нельзя
в
действительности
встретить
чистого
счастия,
состояния действительной,
окончательной и длительной
удовлетворенности, но
наоборот - последняя рисуется только как парящий перед нами путеводный идеал
[2], или, собственно, как химера, в
глазах опыта; и такая удовлетворенность
не может, да и не должна быть возможной, ибо
она была бы полным оправданием
воли к жизни: она была бы права, а отрицание ее было бы глупостью.
2 На языке
Канта: идея в чисто
регулятивном,
а
не в
конструктивном
смысле.
228
§ 327
До
какой
степени
лейбницевскому понятию лучшего
из
возможных миров
противоречит общее человеческое чувство, показывает, между прочим, то, что в
прозе и в стихах, в книгах и в обыденной жизни так часто идет речь о "лучшем
мире",
причем
существует
молчаливая
предпосылка,
что
ни
один разумный
человек не станет считать настоящий мир лучшим из возможных миров.
Аргумент,
который
Лейбниц не
раз повторяет в оправдание
зла в мире,
состоит
в
том, что зло часто становится
причиной добра: пример этого дает
его
собственная
книга, ибо сама по себе она
плоха,
но стяжала величайшую
заслугу тем,
что
позднее
она дала
повод
великому Вольтеру
написать его
бессмертный роман Candide.
§ 328
Обыкновенные и
обыденные люди, которыми
кишит земля,
большей
частью
имеют
весьма
спокойный и
довольный вид, между
тем как
на
высоком
челе
избранных часто
царит неудовлетворенность. Как
будто первые чувствуют, что
земной жребий точно соответствует их
заслугам; вторые,
наоборот, - что они
достойны лучшей участи.
§ 329
Гебель
говорит
в
одном
из
своих
аллеманских
стихотворений
приблизительно следующее: "должно быть какое-нибудь
лучшее будущее для нас;
иначе вечерняя заря не была бы такой прекрасной".
§ 330
Nur der Mangel erhebt uber Dich selbst Dich hinweg [1].
Гете
1 Только нужда возносит тебя над тобою самим (нем.).
229
Пока
имеешь
то,
что
удовлетворяет
волю
или
только
обещает
удовлетворение,
дело
не
доходит
до гениального
творчества, ибо внимание
направлено на собственную
личность.
Только когда
желания
и
надежды идут
прахом,
выступают
неизбежные
лишения
и
воля
должна
остаться
неудовлетворенной,
только
тогда
спрашивают
себя:
что
такое
этот
мир?
Живописец пишет
свой
ответ
на
полотне, поэт
рассказывает его
в словах,
музыкант изображает глубочайшую сущность мира в звуках, философ дает ответ в
абстрактной общности - но именно потому только он и дает его всецело.
У
кого
есть только
маленькие, слабые,
легко удовлетворимые желания,
как-никак
будет
удовлетворен,
и
это
займет
его,
и
он
не
дойдет
до
созерцания. Только тот, кто проявляет
могучие стремления,
должен стать или
мировым завоевателем, или великим
рыцарем счастия, или погибнуть, или же он
может, в
особенности если его стремление не может быть удовлетворено
ничем
на свете, прийти к созерцанию.
Гениальных людей всегда находили пылкими и страстными.
Источник
этого
заключается в том, что только у могучей
воли есть в то же время необычайная
мера
познавательной
силы;
но это -
условие гениального
творчества:
это
могучее
хотение
должно
скоро
испытать
страдание
от
недостатка
в
удовлетворении, и вот именно тогда познание отвлекается от собственной
воли
и направляется
на мир. Когда обыкновенный
человек
обманется в сотне своих
желаний,
он
выразит ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz