|
писать на нем понятия, и притом эти последние - все более резкими и сильными
штрихами: они должны быть путеводной звездой его, интеллекта, деятельности.
Но вот (нечестным и позорным образом) являются к шестилетнему ребенку и
записывают
толстыми
нестирающимися
чертами
на эту
tabula
rasa
понятия
положительной религии и
этим
навсегда портят
природе
ее прекрасный белый
лист:
молодой
интеллект
приучают, наперекор
его
природе
и организации,
мыслить чудовищное понятие какой-то индивидуальной и личной мировой причины,
дальше
-
понятие абсолютного
начала мира и т.п. Этим навсегда застраивают
поле свободного исследования и калечат его натуру, чтобы она стала пригодной
к усвоению ложного.
273
§ 406
Нет ничего
более
подходящего,
для
того чтобы
уяснить
чудовищное и
абсурдное
в теизме,
нежели составленное
из скрытых противоречий изложение
его по Корану в "Exposition de la foi Musulmane" Гарсена де Тасси; и
тем не
менее оно
вполне
отвечает
христианству
и не говорит
ничего иного, кроме
того,
что христианин
должен
признавать относительно
Бога-Отца,
ибо
это
понятие обще всем
еврейским сектам - а вне их его
нигде нельзя
найти.
Но
христиане охотно избегают этого ясного изложения и прячутся
за мистицизм, в
темноте которого абсурдное должно исчезнуть и пять должно стать четным.
§ 407
Парсы, евреи и
магометане молятся Создателю мира -
индусы, буддисты и
яины,
в противоположность первым, молятся Преодолителю мира и, в
известном
смысле, уничтожающему его. Очевидно, христианство, в собственном смысле, или
христианство Нового Завета, принадлежит к этому второму классу [религий], но
на историческом
пути его
насильно и абсурдно соединили с
одной из религий
первого класса.
§ 408
Что за хитрый
подлог и коварная инсинуация лежит в слове атеизм! - как
будто теизм нечто такое, что разумеется само собою.
§ 409
Каждому теисту следует предложить дилемматический
вопрос:
"Индивидуум
твой
бог или
нет?" Если
он ответит на этот вопрос отрицательно, то это не
бог; если же утвердительно, из его ответа вытекают странные вещи.
274
§ 410
Постоянным внушением,
начиная
с юности, можно привить человеку всякое
суеверие
как навязчивую идею. Но что
еще важнее: такая привитая навязчивая
идея
делается
в
конце
концов
как
дрессировка
охотничьих
собак,
наследственной, если
прививка эта повторялась долгое
время
от поколения к
поколению: и тогда уже она действительно становится врожденной
идеей. Таким
образом
и можно
объяснить,
что
одна половина
мира
объявляет
известное
понятие
врожденным
и
необходимым,
между
тем как
другая отвергает
его.
Впрочем, надо еще различать, что при
этом действительно представление и что
только воля.
Под словом "бог" громадное
большинство европейцев мыслит действительно
некий индивидуум, как бы человека. Те, кто
в силу известного образования не
соглашается с этим, будут, сообразно степени этого образования,
мыслить под
данным словом все меньше и
меньше;
а самые образованные
будут
мыслить, в
конце концов, или простую natura naturans, для которой, правда, это имя мало
подходит, или, еще чаще,
- не
будут мыслить ничего определенного, но будут
очень крепко держаться за это слово, представляющее собою для них, в глубине
их души: простой боевой клич, при
котором все их пороки и грехи могут найти
себе надежную
защиту
и
с помощью которого они надеются обеспечить себе
в
будущем вечное
блаженство. Итак,
тут
дело в
воле,
хватающейся за масть,
которую она считает козырной.
§ 411
Форменное нападение на еврейский миф должно было бы иметь своей большой
посылкой:
"что произошло из ничего, то должно в ничто
и
обратиться; а что
действительно и истинно, то не могло возникнуть, то не может и погибнуть".
275
§ 412
Если бы
мы
захотели
из
привязанности к
старому выражению
(чего я,
однако, не
одобряю)
назвать то,
что мы знаем только
как волю к жизни, но
что, в
противоположном этому
состоянию (нирвана), где оно
отрицает волю к
жизни
и
обращается, нам
совершенно
неизвестно
(так
как
наше
познание
сопровождает его
только до этого обращения)
- если бы мы захотели назвать,
говорю
я, это совершенно нам
неизвестное ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136
137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201