|
67
Эта антиномия лежит не в разуме, а представляет собою поворотный пункт,
на
вершине которого
балансирует
мир:
она
является
одним
из
выражений
противоположности
между
эмпирическим и более
возвышенным миросозерцанием;
каждая из
ее антитез истинна и ложна в зависимости
от
той или иной
точки
зрения.
Она в
теории представляет собою то
же, чем
на
практике являются
добродетель и порок. Первая
точка принадлежит науке, вторая
- искусству. К
первой
ведет разум, ко второй - гений. Все философы стояли на одной из этих
двух точек зрения. На первой - Аристотель и почти все остальные; на второй -
очень
немногие, зато
в числе их - Платон и Кант. На первой стоит эмпиризм,
но, в сущности, также
и рационализм, который не представляет собою истинной
противоположности первому, ибо
разум принадлежит эмпирическому самосознанию
в
той
же
мере, как
и чувства и
рассудок, и оно поэтому одинаково удачно
могло бы
быть
названо рациональным самосознанием или, еще лучше, познанием
по
закону
основания;
как
действительная
противоположность
эмпиризму
и
рационализму, на второй точке зрения стоит истинный критицизм.
Но
высшее самосознание не
знает ни объекта, ни субъекта: оно не стоит
ни на одной
из этих точек зрения,
ибо и Платонова идея
представляет собою
объект. Но выражение его, гений, стоит на второй точке зрения. Другое же его
выражение,
святость,
заключается в том, что созерцаешь идею мира и
его не
хочешь.
§ 13
Существует два
способа созерцания жизни. Первый - по закону основания,
по ratio, ???, разуму. Второй созерцает
идею.
Первый ведет от следствий
к
основанию
и
наоборот
- в бесконечность, и благодаря
ему люди живут, люди
ожидают,
изучают
и
создают
науки,
познание
которых
во
всяком
случае
относительно, т.е. всюду касается только отношения следствия к
основанию, и
этим путем они надеются даже достигнуть философии! Пресле-
68
дуя
закон основания (который, подобно
кобольду, дразнит их,
принимая
свои четыре
облика,
и водит
за
нос),
они
надеются
достигнуть в
науке
удовлетворения, а
в
жизни счастья
и бодро
идут вперед; но
они при
этом
подобны человеку, который
бежит
по равнине навстречу
горизонту
в надежде
коснуться
наконец облаков; и, по
существу,
они
достигают
столь же малых
результатов, как и тот, кто вращает шар во все стороны и думает, что ощущает
при
этом
его
центр;
они подобны
даже
белке
в
колесе.
Но
этим путем
достигается наука,
а
также
мудрость
и
опытность; это
- в теоретической
сфере. На практике достигают,
если угодно случаю, счастья, т.е. за желанием
следует удовлетворение, за ним вновь желание, и так до бесконечности.
Если этот взгляд на
жизнь всюду
подобен горизонтально
направляющейся
линии, то второй взгляд мы сравним с отвесной линией, которая может пересечь
первую в любой точке и покинуть
ее. Ибо второй способ созерцания не следует
закону
основания,
не
представляет
собою
поэтому
исследования,
а
в
практическом
отношении
-
стремления:
он
не
идет,
подобно
первому,
бесконечными рядами и не указывает на
отдаленную цель, а везде и
во всякой
точке он
уже у цели; он созерцает
идею вещей, их что
и как, а
не почему;
каждая точка
той
первой
горизонтальной линии
имеет
для
него
такое
же
значение, как и целая бесконечная длина ее:
он пересекает ее, и результатом
этого пересечения является в теории искусство, на практике - добродетель.
Попытки философии терпели
так долго крушение потому, что ее стремились
достичь на
пути науки, а не
искусства. Поэтому
ни одно искусство не может
сравниться с нею в ужаснейшем количестве вздора.
Искали почему, вместо того
чтобы созерцать что; стремились вдаль, вместо
того
чтобы схватывать ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38
39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
бутилкаучуковая пленка для пруда, винилит пленка для пруда