|
извращают их,
или же
ненавидят и преследуют
- именно
потому,
что не
понимают
их и видят
в них опасность
для своего суеверия.
Поэтому
с
помощью
разнообразнейших
испытаний,
первым
из
которых
было
физиономическое, он хотел отобрать наиболее способных из тех, кто приходил к
нему, и
лишь им сообщить
лучшее из того, что он знал; эти избранные должны
были после его смерти так же, как он, передавать его учение дальше избранным
тем
же путем,
и, таким образом,
учение его должно было
вечно жить в душе
благороднейших людей. Результат показывает, что
28
расчеты
его
не оправдались: учение
погибло
вместе с ближайшими
его
учениками, немногие
из
которых
под
конец,
когда
секта
уже
совершенно
рассеялась и подверглась преследованиям, должны
были записать хоть кое-что,
чтобы сохранить остатки этой мудрости. Некоторые из
таких отрывков дошли
и
до
нас,
в
особенности через
неоплатоников
Ямблиха,
Порфирия,
Плотина,
Прокла,
а также через Плутарха, Аристотеля,
Стобея;
но все это
в
высшей
степени бессвязно и сомнительной подлинности. Лучше было бы, если бы Пифагор
поступил подобно Гераклиту, который положил свою книгу в храм Дианы в Эфесе,
где она должна была в течение столетий дожидаться достойного читателя.
Но если
я
и сказал выше, что начало
западной философии можно считать
как
от
Фалеса,
так
и
от Пифагора,
то
против
этого
можно
привести в
особенности то
соображение,
что вообще еще спорный вопрос - не является ли
учение Пифагора совершенно чуждым Западу растением, не принадлежит ли оно, в
сущности,
к
восточной
философии.
Ибо
Пифагор
в
своих странствованиях,
которые продолжались, по-видимому,
свыше 30 лет, бывал не только в
Египте,
но и в Вавилоне и,
как
мне кажется вероятным, доходил даже до Индостана, и
оттуда,
по-видимому, всецело заимствованы основы его учения. Из
фрагментов
почти неопровержимо явствует, что учение Пифагора по существу тождественно с
возникшим в Индостане и господствующим
там еще и теперь учением [1]. Ибо мы
встречаемся
в
учении
Пифагора
с совершенно чуждым до тех
пор
в
Европе
догматом метемпсихозы [2] и, на основании
его,
с заповедью
воздержания от
мясной
пищи.
Однако догмат метемпсихозы,
по-видимому,
принадлежал даже к
экзотерическим,
и лишь
эзотерические ученики посвящались в скрытый под ним
смысл. Совершенно то же наблюдается и в Индии: народная религия твердо верит
в
метемпсихозу;
Веды
же
учат
вместо
этого
Tatoumes,
с
существенным
содержанием которого вы познакомитесь далее в моей философии.
1
По
новейшим
исследованиям англичан
в Калькутте, можно
утверждать
вполне решительно,
что
древняя египетская религия в
незапамятные
времена
была заимствована
из
Индостана и господствовавшие
в Египте
жрецы прибыли
оттуда же; поэтому нет безусловной необходимости
в том, чтобы Пифагор лично
доходил до Индостана.
2 Переселение душ. - Примеч. сост.
29
Чему учил
Пифагор
символически,
с
помощью чисел, как приводил он
в
связь
с этим учением музыку, которая впервые получила у него арифметическое
обоснование,
-
все
это
совершенно
покрыто мраком. Вообще,
рассмотрение
дошедшего
до
нас
мнимого учения Пифагора не
входит в этот
исключительно
общий
исторический
обзор.
В
моральных
предписаниях
Пифагора
мы
видим
руководство к тому,
чтобы возвысить
дух надо всем
земным и
преобразовать
жизнь,
сделать ее как бы
путем просветления и созерцания - как в индийском
учении, но не с таким суровым аскетизмом.
О его метафизике, по-видимому, можно с
достоверностью сказать лишь то,
что и его учение, как вообще учения всех древних философов, можно причислить
к тому, что называется пантеизмом, - т.е. он допускал мировую душу, принцип,
проявляющийся во всех существах мира, который он, по-видимому, называл деос;
однако в главном месте, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201