|
В
средние
века
и
до
начала
XVIII
столетия
веру
в Бога
считали
неотделимою от веры в дьявола; и кто не верил в последнего, того поэтому уже
называли атеистом: мы находим, что это не было так абсурдно.
§ 201
На магию потому
смотрели как на сродную злому началу и противоположную
добродетели и святости, что она, совершенно так же, как добродетель и чистая
любовь, основывается на метафизическом единстве воли,
но вместо того чтобы,
подобно добродетели и любви, воспризнавать сущность собственного индивидуума
в
чужом,
пользуется
этим
единством,
чтобы
распространить
деятельность
собственной индивидуальной воли далеко за ее естественные границы.
§ 202
Английские газеты (конца
августа 1845) повествуют с большою насмешкой,
как о
неслыханном суеверии,
что
один
молодой человек,
долго
страдавший
постоянно возвращавшейся перемежающейся лихорадкой (ague and fever) и тщетно
пользовавшийся
указаниями врачей,
по совету
одной мудрой женщины применил
следующее
симпатическое средство,
от
которого
и
выздоровел: взял паука,
посадил
его в пустую ореховую скорлупу, завязал
ее и носил на шее: по мере
того как чахнет, умирает и истлевает паук, исчезает и лихорадка [1].
1 [Позднейшая вставка:] встречается у Most, "Sympathie".
164
§ 203
Dr.
Нееф
рассказал
мне
следующий
случай
удачного
симпатического
лечения, который он
наблюдал
собственными
глазами.
Дело касалось костной
опухоли
на
руке;
ее
натерли
яйцом,
так
что
это место стало несколько
влажным, и
затем
зарыли это яйцо в
муравейник
больших муравьев
(большие
красноватые
муравьи
в
полдюйма
величиною).
В
первую
же
ночь
больная
почувствовала
на
месте
опухоли нестерпимый зуд,
как бы от муравьев, и
с
этого времени опухоль стала опадать, пока, по прошествии некоторого времени,
не исчезла совсем и без возврата. Сравню Kieser's Archiv, Bd. 5, Stck. 3, S.
106; Bd. 8, Stck. 3, S. 145, 148; Bd. 9.
§ 204
Есть лишь одна целительная сила - сила природы; мазях и пилюлях нет ее;
в лучшем случае они могут дать целебной силе природы указание, где есть
для
нее дело.
§ 205
Morbus
ipse est
medela
naturae,
quae
opitulatur
per-turbationibus
organismi: ergo remedium medici medetur medelae [2].
2
Самая
болезнь,
это
-
лекарство
природы,
которое
успокаивает
замешательства в организме: следовательно, средство лекаря лечит лекарство.
165
§ 206
Когда кто-либо вопрошает,
как
оракула, стучащий
стол
и
стол
верно
возвещает ему прошлое и даже будущее,
то это
можно объяснить тем, что стол
доводит до
его сознания уже
известное
ему бессознательно.
В
нас
таится
скрытый пророк,
который
становится
явным в
сомнамбулизме и
ясновидении,
когда
он возвещает
нам
то,
что было
или
будет
у
нас,
в бодрственном
состоянии, - бессознательным.
Также
в глубоком сне он знает все и пытается
иногда
довести
это
до
сведения мозга
в аллегорических снах,
реже
-
в
непосредственных
видениях.
Но
часто он не
может довести до мозга ничего,
кроме смутного предчувствия.
(Ср. "О духовности и т.д.".) Всеведение
этого
пророка
и
должно
быть тем, что
посредством
стучащего
стола доходит
до
сознания,
подобно тому, от
которого слышно
лишь эхо; или подобно тому как
наше лицо мы
можем видеть не непосредственно, а лишь в
зеркале,
благодаря
отражению лучей. Даже когда спрашивающий не
касается стола, он воздействует
на него (стол), в силу единства
вещи в себе во
всех существах, -
чрез тех ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85
86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201