числа людей
арифметически мыслимо и
большее число великих
людей, а их совсем не появляется, - то можно прийти к такой гипотезе.
153
§ 174
Гимли заметил, что вызывание
физиологического спектра
цветов утомляет
глаза. Действительно, это
для глаз то
же, что онанизм для половых органов;
напротив, действительное
созерцание требуемого цвета - то
же для глаз, что
для половых органов естественное
удовлетворение полового влечения.
В обоих
последних
случаях
происходит соединение
и
нейтрализация
противоположных
полюсов; в
обоих
первых,
напротив, один действительно данный полюс должен
возместить другой из самого себя.
§ 175
Когда
при быстрой смене звуков нижней октавы и двух верхних, притом на
большие
интервалы,
пальцы
бегают
по
флейте
вверх и
вниз
-
слушателю
несомненно кажется, что низкие тона исходят из другого
места,
чем высокие.
Не лежит ли в этом ключ к чревовещанию?
§ 176
Действия
и побуждения людей в каждом, как наиболее важном, так и самом
незначительном из
их занятий, даже в каждом их движении, носят своеобразный
характер преднамеренности и умысла, и поэтому они являют зрелище,
настолько
в корне
отличное
от
движений
животных,
что
свалившемуся
с
отдаленной
планеты,
совершенно
неосведомленному
наблюдателю должно бы
воочию
стать
ясным,
что
людьми
движет
такой
род
мотивов, какого
совершенно
нет
у
животных. Это именно - понятия, неинтуитивные, абстрактные представления.
§ 177
Если мы отправимся в далекие страны
и
в более
теплый климат,
то
мы
встретим много новых
пород животных, которые приведут нас в
изумление, как
нечто
совершенно
новое.
Но лишь
формы и окраска
здесь
новы. Внутренняя
сущность
-
та
же
самая,
хорошо нам
известная:
воля
к жизни
в
своих
однообразных, известных проявлениях, не допускающих большого разнообразия.
154
§ 178
Воля
человека имеет
ту же
цель, что
и воля
животного:
питаться
и
порождать детей. Но
какой сложный
и искусственный аппарат
имеет для этого
человек, какие
искусственные
средства для той же цели, сколько интеллекта,
размышления
и
тонкой абстракции
применяется здесь даже
при
повседневных
действиях обычной жизни!
Между тем цель ставится и достигается здесь та же,
что
и
у
животного.
Это подобно
тому,
как
одно
и
то же вино
однажды
предлагается
в
глиняном
сосуде, другой раз
-
в художественно
сделанном
кубке,
но всегда
остается тем же вином, или как и клинок
остается одним и
тем же, сделана ли рукоятка из золота или из латуни.
§ 179
Если бы природа
сделала последний шаг к человеку
не от обезьяны, а от
собаки или слона, то насколько иначе выглядел бы человек! Он был бы разумным
слоном или разумною
собакою,
вместо того чтобы быть, как теперь,
разумною
обезьяною.
Она,
природа, сделала этот шаг от
обезьяны, потому
что он был
самым коротким;
но при небольшом изменении в прежнем ходе
природы этот шаг
стал бы короче с другого места.
§ 180
Иной зоолог, в сущности, просто - обезьяний регистратор.
155
§ 181
Попы и
их присные,
которые
теперь
попадаются
и между
зоологами
-
например, Рудольф
Вагнер
в Эрлангене,
- не выносят
того, чтобы в системе
зоологии человек был причислен к животным; несчастные! Они не
знают вечного
духа, который живет во
всех
существах один
и тот же, и в своем ребяческом
заблуждении погрешают против него. Напротив, Жоффруа в настоящее время хочет
уничтожить
различие
между
двурукими
и
четырехрукими, соединить и
тех и ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz