|
можно убедиться просто при взгляде на физиономию других людей, если, в
противоположность
им, сам
думаешь
о
высших
истинах.
Очевидно, что
они
предназначены
не для
большой
массы; для нее же
единственно подходит лишь
удобопонятный,
в
мирных
отношениях
к морали
стоящий
догмат, в форме ли
религии или в форме философии; так, для попугая нет храма мудрости. Из этого
вытекает
далее,
что
истинная
философия
непригодна
к
тому,
чтобы
ее
преподавали с кафедры, как доступную всем. Нет, созданная выдающимися
умами
для выдающихся
умов,
она должна,
сохраненная в
творениях, быть доступною
каждому, кто ищет ее и нуждается в ней; для остальных
она остается закрытою
книгою. Однако религии могут более или менее подходить к ней, как, например,
религии индусов и буддистов.
88
§ 36
Философия
- это не
создание разумного человека, который добросовестно
садится
за
дело,
берет
свои главные
понятия
и прикладывает
их одно
к
другому, для того чтобы испытать, как и где они всего
лучше подходят друг к
другу; она - творение высокоодаренного интеллекта, освобожденного волей (его
владыкой), которая предоставляет ему идти по собственному произволу, подобно
тому как в запертом
саду пускают
на волю
ребенка, так
как он не может ни
причинить
себе вреда, ни заблудиться. И
вот, он воспринимает то, что извне
ему предлагает объект и
что с внутренней стороны
позволяет ему настроение,
закрепляет созерцаемое
в мысли и
излагает результат словами, не
заботясь,
подходит
ли одно к
другому, лишь бы только оно было
истинно,
ибо никакая
истина не может опровергнуть другой и из соединения всех их вырастет главная
истина, подобно
тому
как все звуки самой богатой гармонии сливаются в один
звук, причем колебания
каждого тона, более быстрые или более
медленные,
в
конце концов
согласуются рационально с
колебаниями генерал-баса,
которые,
как самые медленные, представляют вместилище всех прочих.
§ 37
Если бы даже, как
утверждают многие люди, самодовольные в своей лени и
равнодушии, предметы метафизики были таковы, что о них никто ничего не может
знать
(причем "знать" берется в самом
строгом
смысле этого слова), то
из
этого еще не следует, что всякое мнение об этом было бы одинаково далеко
от
истины и что Платон, Кант и Спиноза были об этом осведомлены не более любого
разносчика.
Собственно
говоря,
справедливо лишь то, что
исчерпывающее
и
отвечающее на
любой
вопрос
знание
этого
предмета,
вероятно,
не
будет
достигнуто никогда.
89
К
тому
же нельзя
отказаться от
исследования
этих
предметов,
как,
по-видимому,
предлагает
вышеизложенное утверждение: ибо
они так властно и
неудержимо
напрашиваются
на
размышление
всякому,
даже
самому
грубому
человеку, что каждый должен иметь об этом мнение, как бы нелепо оно ни было,
- подобно тому как всякий должен видеть на горизонте какую-нибудь точку, где
небо сходится с землей. Следовательно, этим утверждением нельзя пользоваться
как
аргументом против
изучения
метафизики. Главным же образом против него
можно
возразить то, что это изучение противопоставляется как
щит обманному
учению об
этих предметах,
т.е. положительным
религиям. Эта
отрицательная
польза философствования может служить ему достаточным оправданием.
§ 38
Если бы кто-нибудь, исходя из какой-либо философской проблемы,
захотел
ее объяснить удовлетворительным образом, он неизбежно
перешел бы
к
другой
проблеме, предполагаемой в
его объяснении, и от этой - вновь к другой, пока
не изложил бы
всех философских проблем, вместе взятых; и если бы, наоборот,
он исходной точкой взял последнюю достигнутую на этом пути проблему, то весь
этот путь он
прошел бы
в
обратном
порядке и
в конце
концов пришел бы к
первой проблеме,
поставленной
прежде, как
цель. Поэтому
если
кто-нибудь
объясняет какую-либо философскую проблему, не излагая при этом целой системы
философии,
то
он неизбежно
дает
один лишь фрагмент,
будучи
вынужденным
прервать
себя гораздо
раньше, чем выскажет
значительную
часть того,
что
может служить разъяснению данной проблемы.
90
§ 39
У богато одаренных людей
та независимая
жизнь мозга, которая, подобно
паразиту, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201