|
индифферентном
и
безграничном
мире
объективного
представления
образуются
центры
эгоизма
и
индивидуального,
т.е.
замутненного
представления: каждый из них есть какое-нибудь я, возникшее в силу эгоизма.
254
§ 361
Насколько верно то, что между жизнью и сновидением нет специфического и
абсолютного
различия, а
есть только разница
формальная
и
относительная,
настолько
несомненно и то, что, собственно говоря и
всерьез,
нет никакого
существенного различия
между поллюцией и совокуплением.
Оба
эти
процесса
дают
некую мимолетную
картину
видения и
излияния
семени;
т.е. в
обоих
случаях
воля
получает
то
удовлетворение,
на
которое
она
способна,
и
представление имеет все, к чему оно восприимчиво, а именно - образ, явление.
И после того и другого мы чувствуем, что гнались мы за пустою тенью.
§ 362
То, чему на свете
подобает
название
достоинство человека, начинается
только там, где он отвергает свою природу - например, не ценит жизни превыше
всего другого,
не заботится главным образом
о субъективном
удовлетворении
потребностей, а направляет свое внимание на нечто объективное
и, к примеру,
таким путем
превращает половое влечение в
страстную любовь к одному лицу и
т.п., т.е. -
там, где
начинает выясняться,
что
изначальное в нем,
воля,
может быть побеждено моментом вторичным, познанием.
§ 363
Тем, что
мы едим,
мы
подпадаем смерти, а
тем,
что
мы рождаем,
мы
необходимо обрекаем себя жизни.
Ибо едой мы разрушаем чужую форму, чтобы овладеть ее материей; поэтому,
так как все
живущее подчинено тому же закону, - и наша
форма тоже
в
свою
очередь
должна
быть
разрушена,
для
того
чтобы
ее
материя
опять-таки
досталась другим формам.
Деторождение же представляет собою полнейшее утверждение
воли к жизни,
которое должно проявляться именно в качестве жизни.
255
§ 364
Разнообразные, бурные проявления
течки у
животных представляют
собою
голос
воли к жизни, который кричит: "Жизни индивидуума
для меня мало;
мне
нужна
жизнь
рода
-
для
заполнения
бесконечного
времени,
формы
моего
явления".
Источником
столь
своеобразной,
инстинктоподобной
отцовской
радости
является сознание,
что ты
благодаря своему участию в жизни рода недостижим
для
смерти,
которой
ты
подлежишь в
качестве
индивидуума;
индусы и,
в
особенности, китайцы смотрят на бездетность как на великое несчастие.
§ 365
Я ожидал, что спаривание льва,
как
наивысшее
утверждение воли
в
ее
наиболее страстном явлении,
будет сопровождаться весьма бурными симптомами,
и был очень поражен, найдя, что они стоят гораздо
ниже,
чем
те
симптомы,
которые
обыкновенно
сопровождают
человеческое
спаривание.
И
здесь,
следовательно, повышенная значительность явления обусловливается не степенью
страстности
воли, а
степенью
познания, как
звук усиливается
не
столько
величиной струны, сколько величиной гармонической доски.
§ 366
Homo est coitus aliquamdiu permanens vestigium [1].
§ 367
To, что человеческий род все
существует и
существует,
является
лишь
доказательством его похотливости.
Человек - это длящийся след совокупления (лат.).
256
§ 368
Если бы
руководящий влюбленной
четою дух рода
проявлялся у нее не
в
инстинктивных чувствах, а в ясных понятиях, то высокая поэзия ее влюбленного
диалога, которая теперь в мечтательных образах и сверхчувственных
параболах
говорит о вечных чувствах
непомерной
тоски,
о предчувствии беспредельного
блаженства,
невыразимой
услады
и
сулит верность
навеки и гиперболически
восхваляет у своей ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128
129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201