|
жизнью.
В
особенности
важно
появление Бэкона Веруламского,
преобразившего весь
дух
наук. Вместо того пути, которым шла вся схоластика и, отчасти, даже древние,
от общего к
частному,
от абстрактного к конкретному,
пути
силлогизма, он
предложил единственно
правильный обратный путь
- от частного к
общему, от
конкретного к
абстрактному,
от отдельного
случая к закону, путь индукции,
которая может
отправляться
исключительно
от
опыта.
Он
имел
в виду
не
умозрительную
философию,
а
эмпирическое
знание,
в
особенности
-
естествознание. Все
38
огромные успехи естествознания за последние
200 лет, благодаря которым
наше время взирает на все
прошедшие
времена
как на детство
человечества,
имеют
свои
корни и отправной пункт
в
реформе Бэкона; последняя
же
была
вызвана,
конечно, духом времени. Бэкон был для естествознания
тем же,
чем
Лютер для церкви. Хотя он сам
не занимался философскими умозрениями и,
тем
более,
не
создал
системы, однако
косвенно
он
был создателем
истинного
эмпиризма, который уже совершенно ясно был выражен его младшим современником
Гоббсом и, наконец, принял
законченный
вид в лице Локка, система которого,
по-видимому,
была
одною
из
необходимых
стадий
в
истории
развития
человеческого
духа.
В
Англии Локк царит, в сущности,
до
сих пор.
Бэкон
побудил
также основать
Королевское
общество
наук
в
Лондоне,
и как
от
умозрения перешел он к экспериментации и возвысил
более естествознание, чем
философию, точно
так,
в духе
Бэкона, и теперь еще
в Англии понимают
под
natural
philisophy
опытную физику
и под
philosophical transactions самые
нефилософские протоколы, именно - простые пересказы весьма ценных опытов.
2 Итальянский философ, математик, врач Джероламо Кардано (1501-1576). -
Примеч. сост.
Вообще, с
начала XVII столетия
мы можем различать в Европе два разных
основных
философских направления - английское и
французско-немецкое.
Хотя
они и
оказывали влияние
друг
на
друга,
однако
по
существу
они весьма
отдаленны друг от друга и различны и идут
каждое
своею дорогой. Английское
направление
образуют Бэкон, Гоббс, Локк,
Юм,
учения
которых
находятся в
решительной связи между собой и проникнуты
одинаковым духом, - хотя Юм, как
скептик, придерживается отрицания.
Французско-немецкое направление образуют
Картезий, Мальбранш,
Лейбниц,
Вольф. В сущности,
совершенно независимо от
обоих направлений по духу, хоть и под влиянием их формы, стоят два мыслителя
в
конце
XVI
и
начале
XVII
века,
в
которых
было,
бесспорно,
более
философского глубокомыслия, серьезности и силы, чем
во всех вышеупомянутых:
Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза. Они не принадлежат ни своему столетию, ни
своим родным странам: всегда чуждые для них, они, сто-
39
летия и страны, первого наградили смертью, а второго - преследованием и
поношением.
Их
духовною
родиной
была
Индия;
там
подобные
воззрения
исповедовались в древности, они же в силе и в настоящее время. В шутку можно
сказать, что это были души браминов, воплощенные в наказание за их проступки
в тела европейцев. Они
не
основали
школы и непосредственно не повлияли, в
сущности, ни
на дух своего времени, ни на ход
развития философии. Время их
еще не созрело для них: лишь много позднее, только в XIX столетии, нашли они
себе
подобающий
почет.
Оба,
как
Бруно,
так
и
Спиноза,
были
всецело
проникнуты тою мыслью, что, несмотря на все разнообразие явлений в
мире, во
всех них проявляется лишь одна сущность, которая существует сама через себя,
беспрепятственно обнаруживает
себя,
-
и кроме
нее не существует
ничего; ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201