|
находит
себя настолько стесненным страданиями (безразлично какими),
что он
даже не может более развивать свою сущность (волю к жизни): оставаясь верным
этой своей сущности, он разрушает таким образом отдельное явление, и поэтому
именно самоубийство является
выражением
воли к
жизни, и оно
наступит тем
скорее, чем сильнее
эта воля. И вот эта
самая воля живет, не затрагиваемая
отдельным
самоубийством,
во
всем
живущем. Но
самоубийство и
страдание,
которое породило
его, - это умерщвления воли
к жизни, которые побуждают ее
обратиться. См. § 336.
236
§ 339
Совершенно
бедственным
и
до
отчаяния
ужасным
становится положение
человека
тогда, когда
он
ясно распознает
существенную цель
всего своего
хотения и
в то
же время невозможность достигнуть
ее, но при этом до такой
степени
не
может
попуститься
этим
хотением,
что, наоборот, насквозь
и
всецело
представляет
собою
не
что
иное,
как
именно
это
хотение,
неосуществимость которого
он ясно видит. Когда наконец это явление, которое
есть
он сам,
совершенно
выводит
его
из терпения, тогда
он прибегает
к
самоубийству.
До тех пор он живет во внутреннем отчаянии и спутанности всех
мыслей.
§ 340
Самоубийство - это шедевр
майи. Мы уничтожаем явление и не видим,
что
вещь
в
себе остается
неизменной,
подобно
тому,
как неподвижно
высится
радуга,
как
бы
быстро
ни
падала
капля
за
каплей
и
ни
становилась
носительницей
ее на
один
момент.
Только уничтожение воли к жизни в общем
может спасти
нас: разлад
с
каким-нибудь одним из ее явлений оставляет
ее
самое несокрушимой,
и таким
образом
уничтожение такого
явления оставляет
являемость воли в общем неизменной.
Везде появляется противоположность между общим и частным: первое -
как
верный путь, последнее - как неверный.
237
§ 341
Воля к жизни проявляется
в
такой же мере в
желании смерти, выражение
которого представляет
собою
самоубийство,
с помощью
какого
отрицается и
уничтожается не самая жизнь, а только ее
данное явление, не
вид, а
только
индивидуум,
причем
это
деяние поддерживает внутренняя
уверенность, что у
воли к жизни
никогда не может быть недостатка в
ее проявлениях и что
она,
несмотря
на
смерть
совершающего
самоубийство
индивидуума,
живет
в
неисчислимом
количестве
других
индивидуумов;
я
говорю:
в
этом
самоумерщвлении
(Шива) воля к
жизни
проявляется точно
так
же,
как и
в
блаженстве самосохранения (Вишну) или в
сладострастии зарождения (Брама). В
этом
-
внутреннее значение
единства Тримурти [1], как и того, что как раз
Шива имеет своим атрибутом Лингам.
1 которую представляет
каждый из нас,
выставляя то одну, то другую из
трех голов.
§ 342
???
представляет
большую
восприимчивость
ко
всем
неприятным
впечатлениям и слабую ко всем приятным. ??? держится обратного порядка.
238
Если ??? вследствие
телесных ненормальностей
(которые
лежат
большей
частью в нервной и пищеварительной системе) достигает очень высокой степени,
то малейшая неприятность является достаточным мотивом для самоубийства.
Но
величина
какого-нибудь несчастия может
довести до самоубийства
и
самого здорового человека.
Если
оставить
в стороне
переходные и средние ступени, то существует,
следовательно, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119
120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201