|
столкнулась. Цель
исправить
самого питомца
с
помощью внушения, что другие
люди
прекрасны, не достигается. Лучше сказать
так:
большая часть людей плоха, но ты
будь лучше.
Таким образом
он будет
послан в мир, по крайней мере,
вооруженным осторожностью и благоразумием, и
ему
не придется лишь
на горьком личном опыте убедиться
в том, что учитель
его обманывал и морочил.
357
§ 616
All ignorance is
dangerous, and most
errors must be
dearly paid. And
good
Luck must he have, that carries unchastised an error
in his head unto
his death [1].
1 Всякое незнание опасно, и за многие ошибки надо платить дорого. И это
- большое счастье, если ты
через всю жизнь
и
до самой смерти безнаказанно
пронесешь в своей голове какую-нибудь ошибку (англ.).
§ 617
Всякое
счастье и успех
действуют на нас вдвойне благотворно, так
как
они,
помимо
их
материальной
ценности,
влекут
за собою еще
и
бодрящую
уверенность, что
мир,
судьба или
наш
собственный
демон вовсе уже не так
настроены против нас и относятся к нам не так враждебно, как мы думали; они,
таким образом, восстанавливают наше жизненное мужество.
Всякое несчастие,
всякое поражение
действуют
так же
вдвойне,
но
в
противоположном смысле, т.е. угнетают нас.
§ 618
Если
бы каждый человек не имел столь преувеличенного интереса к самому
себе, то жизнь была бы так неинтересна, что никто не вынес бы ее.
358
§ 619
Sume superbiam
quaesitam meritis.
Гордость очень нужна как противовес
наглости и бесстыдству людей, у которых нет уважения ни перед кем, кроме как
перед
их
начальством,
и
которые всякого, кто
не
заставляет
их
каждое
мгновение
чувствовать их
ничтожество, титулом ли, или
орденом, или
своим
обращением,
считают
за равного
себе, т.е.
за нечто недостойное.
Поэтому
следует
всегда живо поддерживать
в себе
то
презрение, которого
в
общем
заслуживают люди, - путем беспрестанного размышления
об их интеллектуальной
неспособности и моральном убожестве,
чтобы всегда считать их мысли, мнения,
речи
за
ничто. Не должно быть места и возникающей из простого снисхождения
любезности,
а надо быть как Гете
и
как Лихтенштейн
-
со студентами. При
такой любезности из снисхождения приносишь себя в жертву, а они считают, что
это
как раз и отвечает их
достоинству.
Основным тоном
должно быть: "я не
ровня вам, и я не намерен вести себя так, как если бы я был им".
Человек - такое
бесстыдное
животное, что
ты увидишь
пред
собой sus
Minervam, если не
будешь держать
его в руках.
"Пошути с рабом, и он
тебе
живо зад покажет". Стоит тебе игнорировать
свое превосходство, как и он тут
же
готов
игнорировать
его.
Accipio
confessa,
говорит
он.
Монархи
поддерживают к
себе уважение лишь тем, что они никогда не говорят со своими
придворными и вельможами как с
равными, а всегда сверху вниз. Therefore put
a limit
to
your affability.
Ты должен смотреть на
людей как на существа,
которые не равны тебе, и сообразно с этим держать их на известной дистанции.
Ср. Shenstone, on men and manners, p. 168.
§ 620
Чем
меньше
человек
думает, тем больше
он пользуется своим
зрением:
зрение должно замещать у него мышление.
§ 621
В интеллектуальном
отношении люди убоги, но при этом они не могут и не
хотят терпеть
чужого
превосходства.
"Ну и
черт с ними",
- говорили
все
великие умы и оставались одни.
359
§ 622
Провести что-либо в мире, повсюду и во всех отношениях, можно
только с
помощью власти и
силы; но власть находится большей частью в
дурных
руках,
потому что дурное везде пребывает в ужасающем большинстве.
§ 623
Не
глупо
ли
постоянно
заботиться
о
том,
как
бы возможно
больше
насладиться
единственно верным настоящим, когда ведь вся жизнь представляет
собою лишь несколько больший кусок настоящего и потому есть нечто безусловно
преходящее?
§ 624
Вследствие своей индивидуальности и
положения все без исключения живут
в
известной
ограниченности
понятий ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174
175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201