|
всюду
близкое; шли вовне по всем направлениям, вместо того чтобы идти внутрь себя,
где можно
решить всякую загадку. В теории
поступали так
же нелепо, как мы
все поступаем
на практике, где мы спешим от желания к удовлетворению
его и
опять
к новому желанию
и надеемся таким путем достигнуть наконец
счастья,
вместо того чтобы один только раз войти в самих себя, оторвать себя
от воли
и пребыть в более возвышенном сознании.
69
Горизонтальная
линия - это путь
науки и наслаждения, отвесная
- путь
искусства и добродетели.
Закон основания
в
своих четырех
видах подобен
урагану без
начала и
конца, который
все срывает на своем пути;
и наука тоже надменно идет своей
дорогой,
воображая
достигнуть
цели;
искусство
же
подобно
спокойному
солнечному свету, которого
никакой ураган не
может возмутить и который сам
проникает
сквозь
ураган.
Философ
никогда
не
должен
забывать,
что
он
занимается искусством, а не
наукой.
Если
он
хоть немного
дозволит этому
урагану
сдвинуть
себя
с места, если
он
займется причиной
и следствием,
"раньше" и "позже", или начнет ткать понятия, то философия для него потеряна
и
место
ее
займут
сказки.
Он не
должен преследовать
"почему", подобно
физикам,
историкам и математикам,
а должен
созерцать лишь "что", излагать
его
в
понятиях (которые
должны
быть
для
него тем
же, что
мрамор
для
скульптора),
причем он их разъединяет, распределяет их по категориям, точно
воссоздавая мир в
понятиях,
подобно
тому
как художник
воссоздает его на
полотне.
§ 14
Как только я перехожу в новое состояние,
в новую среду, я
вначале
по
большей части чувствую себя неудовлетворенным и раздраженным. Происходит это
оттого, что прежде я мысленно обозревал новое состояние в целом, в том виде,
каким мне дает его разум; теперь же действительность, полная новых объектов,
воздействует на меня более
живо,
чем прежде,
но
при этом, подобно всякой
действительности, оказывается скудной,
и я
уже
требую
от
нее исполнения
всего того, в чем отказало мне новое состояние, и я должен, именно благодаря
ее живому воздействию,
заниматься ею и не в
состоянии приступить
к обзору
всего склада жизни в своем разуме.
70
Большая
раздражительность
вообще,
у меня и
у всех людей,
одаренных
живым
темпераментом,
вытекает
из
такой
слишком
сильной
зависимости от
настоящего. Наоборот, те,
чья сила заключается главным
образом в разуме
и
именно в практическом его
применении, т.е. собственно разумные, устойчивые,
уравновешенные
характеры, бывают
значительно веселее, но
зато в отдельные
моменты менее возбуждены и в менее блестящем настроении; они, кроме того, не
могут
быть
гениальными.
Ибо
они по существу и
главным образом
живут
в
понятиях, причем самая
жизнь и настоящее стоит
перед
ними лишь в
тусклых
красках. Но понятие
не может иметь содержания больше, чем интуиция, которой
оно
является
отраженным, абстрактным
представлением.
Это только разумные
люди имеют мало фантазии (иначе она, как это было со
мною, скоро перевесила
бы разум), их
понятия извлечены
из
действительности,
а
она дает
только
скудные, неверные образы, из которых (каковы бы они ни были) фантазия должна
еще отыскать, предугадать и создать совершенный образ, идеал, то, что хочет,
но не может произвести действительность; таким продуктом фантазии, идеальным
представителем понятий, является Платонова идея. Поэтому гениальность всегда
сопровождается
фантазией, которая представляет собою ее необходимое орудие;
и
оттого думали,
что гений и есть фантазия; на
самом деле это не
так. Из
этих
идей
вновь
образовать
и привести
в порядок
понятия,
но полные
и
совершенные,
носящие
печать
своего
происхождения,
и
соединить
их ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201