|
бы то ни
было состояние вожделения, когда придаешь
цену иллюзии и гонишься за нею,
как бы ни было это состояние отрадно. Этому
учит a
posteriori опыт, a priori
же оно ясно из
того, что последнее - это
состояние иллюзии, первое же - состояние познания.
§ 608
Избегая
одной
беды,
наталкиваешься на
другую:
так, если бежишь
от
национальных
недостатков известного
народа, то
находишь недостатки
иного
рода, но такие же дурные - у какого-нибудь другого народа. Всевышний!
Спаси
нас от этой юдоли!
355
§ 609
Вопрос,
что
лучше:
жениться
или не жениться,
можно в очень
многих
случаях
свести
к
вопросу,
что
лучше:
любовные
заботы
или
заботы
о
пропитании.
§ 610
Le mariage est un piege, qua la nature nous tend [1].
1 Брак - это своего рода ловушка, которую ставит нам природа.
§ 611
Женатые из философов и поэтов
внушают, уже как таковые, то подозрение,
что они стремятся к своему благу, а не ко благу науки и искусства.
§ 612
Ко всему привыкают: поэтому быть
равнодушным
значит только
опередить
привычку; большая выгода: не нуждаться в привычке.
§ 613
"Величайшее счастье - личность".
Как есть два
великих врага человеческого
счастия, боль и скука, так и
природа снабдила и личность
оборонительным средством против каждого из них:
против
боли (которая гораздо чаще духовного,
чем
телесного
характера)
-
бодростью,
а против скуки - духовностью.
Тем не
менее обе
они родственны
одна
другой:
более
того,
они в
величайшей
степени несовместимы.
Гений
родственен
меланхолии
[2],
а
очень
бодрые
души
обладают
только
поверхностными духовными силами. Чем лучше, следовательно, из-
356
вестная
натура
вооружена
против
одного
из
этих
зол,
тем
хуже,
обыкновенно,
вооружена
она против другого. Свободной
от боли
и скуки
не
остается ни одна
человеческая
жизнь, и надо
видеть особую благосклонность
судьбы в том, если она подвергает людей, главным образом, тому из обоих зол,
против которого они вооружены природой лучше всего, если она шлет много боли
туда,
где есть
много
бодрости,
чтобы перенести
ее,
и много
свободного
времени туда, где есть много духа,
-
а
не
наоборот.
Ибо
дух заставляет
ощущать
боль
в
удвоенном
и
многократном
виде,
а
для
человека
с
жизнерадостным
душевным
складом,
но
без
силы
духа
одиночество
и
незаполненное время совершенно невыносимы.
2 Omnes ingeniosos melancholicos esse (Аристотель).
§ 614
Самый
умный - тот, кто не
проявляет жалости, так как он знает, что не
встретит ее и по отношению к себе. - Среди королей cela va sans dire.
§ 615
Устойчивое господство в
мире удерживают за
собою, в царстве мышления,
абсурдное и нелепое, встречая
помеху только на короткий промежуток времени;
и
так же
обстоит
дело в искусстве: там редко
находят
и еще
реже
ценят
настоящее - оно всегда вытесняется плоским, пошлым, манерностью.
Не иначе
обстоит дело в царстве
деяний. Oi pleistoi anu rwpoi
cacoi,
говорит
Биас.
Добродетель - чужестранка в этом мире. Безграничный
эгоизм,
коварство, злоба
всегда
составляют,
собственно
говоря,
обычный
порядок
вещей. Мы неправы, когда обманываем на
этот счет молодежь.
Таким путем она
лишь
приобретает
впоследствии
убеждение,
что
ее
учитель
был
первым
обманщиком,
с
которым она ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173
174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201