|
и
вооружившись
таким превосходством, возвращаешься к
этим
учениям
прошлого
столетия,
- лишь тогда
видишь,
в
чем, собственно, был их
недостаток,
и
удивляешься, каким
образом можно было просмотреть столь важные
вещи, столь
резкие различия; и, поняв из этих учений, куда ведут эти недосмотры и ложные
шаги, понимаешь
самого Канта гораздо лучше,
чем раньше,
и
вместе
с
тем
научаешься правильно
ценить всю огромность его заслуги. Совершенно подобную
же
пользу
приносит
вообще
изучение
истории
философии.
Она
-
история
заблуждения; но
заблуждения всюду
перемешаны
с
истинами,
и
эти
истины
познаются полнее и основательнее, если научаешься обособлять, отделять их от
столь разнообразных заблуждений, в тесной связи
с которыми они
выступали в
различные эпохи.
43
К сожалению, мне невозможно проходить с
вами историю философии. В часы
наших занятий я должен стараться сообщать вам не мое изучение,
а результаты
моего
изучения
и
моего мышления.
Лучшее,
чего
я
могу достичь,
-
это
поставить вас на
ту же точку зрения,
на какой стою
я
сам;
но я не
могу
показать вам
всего
того,
что
должно
было
произойти, прежде
чем вообще
возможно стало достичь этой точки зрения.
Однако я буду пользоваться всяким
случаем, чтобы по тому или другому поводу объяснять вам некоторые философемы
из
знаменитых
систем,
именно там,
где, с
нашей точки зрения, становится
особенно ясным
и то, что в
них есть истинного,
и то,
где
источник и где
разрешение того, что есть в них ложного.
Часть первая
ТЕОРИЯ ОБЩЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ К ДИАНОЙОЛОГИИ
Если нам нужно что-либо
сделать
в доме, то
обыкновенно,
прежде
чем
войти в
него, мы
бросаем взгляд
наружу.
Мы должны
исследовать интеллект
изнутри, т.е. исходя из сознания. Но прежде мы должны бросить на него беглый
взгляд снаружи. С этой точки
зрения интеллект - предмет в природе, свойство
одного из порождений природы, животного
и, преимущественно, человека. Таким
образом,
рассматривая его
чисто
эмпирически,
без
предвзятых мнений,
мы
должны
считать
его
функцией
человеческой
жизни,
притом,
подобно
всем
функциям, связанной
с определенною частью тела, с головным мозгом.
Подобно
тому
как
желудок
переваривает,
печень
выделяет
желчь,
почки
-
мочу,
testiculi -
семя,
так и мозг представляет, выделяет представления,
причем
отделение
это
(по
открытию
Флуранса
1822 г., Memories
de
l'Acad.
des
sciences
1821-22, V, 5-7)
является функцией исключительно большого
мозга,
тогда как малый мозг заведует движениями. Таким образом, весь интеллект, все
представления,
все
мышление
является
физиологической
функцией
большого
мозга, передних частей полушарий,
большой
и малой lobi,
corporis callosi,
glans
pinealis, septum lucidum, thalami nervi
etc. Однако в
этой
функции
есть
некоторая
особенность,
ставящая
ее
гораздо
выше
желчи
и
слюны,
выделяемых
печенью и слюнными железами, именно следующая: весь мир покоится
на этой функции, лежит в
ней, обусловлен ею.
Ибо
мир
существует лишь как
наше
(и
всех
животных)
представление
-
следовательно, вполне
от
него
зависит, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201