и контраст между
моральными
местами
в
Новом Завете, которые
превосходны,
но
занимают
в
нем
приблизительно
10-15
страниц,
и
всем
остальным,
которое
состоит
из
неслыханно
причудливой,
назло
всякому
человеческому рассудку
форсированной метафизики и, наряду
с нею, всяческих
сказок.
Эту
всегда
переживаемую
чувством
истину
выяснила
и
выразила
моя
философия; отсюда - и восторг очень многих.
284
§ 449
Майстер
Экхарт
[1]
обладал удивительно глубоким и верным
пониманием
вещей. Но сообщение последнего другим
испорчено у него тем, что, в силу его
восприятия, христианская мифология стала у него совершенно навязчивой идеей,
и
вот для
того, чтобы
ее
примирить со своим
собственным
убеждением или
чтобы, по крайней
мере, говорить на ее языке, он все время борется с
Богом
[2], тремя лицами Троицы
и Св. Девой, которых
он, однако же, аллегорически
принимает,
вследствие
чего
и получается с трудом поддающееся пониманию, а
иногда и внутренне противоречивое изложение. В связи с этим
находится и то,
что он написал очень много:
он
не мог удовлетворить самого
себя,
не
мог
добиться
ясных и кратких выражений; потому
он всегда
начинает
сызнова
и
беспрестанно повторяется.
1 В "Protestantische
Monatsschrift",
апрель
1858,
появилась хорошая
статья Стеффенсена о М.
Экхарте.
М. Экхарт процветает в 1307 г. в Эрфурте;
он
старше
Таулера,
который цитирует его,
ссылаясь
на
него.
Около
1/3
опубликованного
Пфейфером
имеется
в
наиболее
старых
изданиях
Таулера;
приложенное в
конце,
оно
было опущено
в более поздних
изданиях.
Как на
лучшие
проповеди,
Стеффенсен указывает
на
обозначенные
No
56 и
87.
В
качестве образца взглядов Экхарта он приводит очень красивое
место, около 5
стр., большая часть которых взята из одной проповеди.
2
В этой борьбе его Бог каждое мгновение становится под его руками его
собственным я. Он заходит в этом
столь далеко, что это граничит со смешным.
Например,
на стр. 465
кающаяся грешница идет к
своему исповеднику,
чтобы
сказать ему: "Отец, возрадуйтесь со мной: я стала Богом".
Будда,
Экгард и я
учим
в существенных чертах
одному и
тому
же, но
Экгард делает это в оковах своей
христианской мифологии. В буддизм заложены
те же самые мысли, не
искаженные полной
мифологией; поэтому
они
просты и
ясны, насколько религия может быть ясной. У меня же - полная ясность.
285
§ 449а
Если посмотреть в корень вещей, то станет очевидным, что Майстер Экхарт
и
Шакья-Муни учат
одному
и тому же; разница только в том,
что первый
не
смеет
и не
может
высказать
своих
мыслей
прямо, как
другой, а вынужден
переводить их
на язык
и мифологию христианства;
отсюда возникают для него
большие затруднения и неудобства, а для его читателей - непонятность; ибо он
говорит то, чего не думает, и думает то, чего не говорит. Этим и объясняется
место из одного кодекса, поставленное во главу пфейферовского издания: "Один
человек
жаловался
Майстеру
Экхарту,
что
никто
не
может
понять
его
проповеди".
§ 450
Если вы не
хотите
ничего больше, кроме слова, которое возбуждало бы в
вас энтузиазм и приводило в
восторг,
то
для
этой цели слово
"бог" может
служить так же, как и всякое другое.
§ 451
Может
ли быть для профессора
философии, т.е.
для
человека,
который
живет
от


философии,
что-нибудь, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz