|
ясным,
что
реальность
материи, доселе
вечная,
несокрушимая, бесконечная, была тем не менее только относительной, а именно:
она
зависела от
того, что
сознание
выступало как
субъект, для
которого
только объекты
и существуют. Но сознание
доказывает теперь, что оно
может
выступить и
иначе,
чем
как
субъект, -
и вот здесь открывается
свобода,
возможность уничтожить мир даже теоретически [1].
1
Это
двоякое
воззрение излагает Платон в Софисте, с. 259-266. Ср. §
352.
247
Оставаясь на точке
зрения
рефлексии
и
в
эмпирическом
рациональном
сознании, можно исходить, вместо
объекта, из субъекта, как это и сделал я в
своей
работе.
Так
как
субъект обусловлен объектом
в
той же
мере,
как
последний
первым, то спрашивается,
обладает ли
такой
способ исследования
преимуществами и какими.
Следующими:
вся
проблема
эмпирического сознания
схватывается при этом как бы в пучок, ибо
точка, в которой соединяются
все
ее
части,
представляет
собою
субъект;
к
нему
сводятся
все
4
класса
представлений, соединить которые под одним понятием
представления есть
уже
великое
дело
для
рефлексии.
Далее,
мы уже
видели,
что
если
бы
даже
законосообразность объектов и была
исследована для
рассудка
исчерпывающим
образом, то
самый рассудок стал бы совершенно
новой
проблемой; поэтому мы
окажемся во всяком случае гораздо дальше, если будем видеть проблему в самом
рассудке и еще более
того - если будем
видеть проблему в субъекте со всеми
его способностями.
Далее, могло бы оказаться, что вполне исчерпать закономерность объектов
для рассудка
невозможно, на что указывают антиномии Канта и что находится в
связи
с тем обстоятельством, что объекты
существуют
только для субъекта и
что
с
исчерпывающим объяснением
объектов субъект пришел бы,
в
известной
степени,
к
самоупразднению.
Наконец,
так
как переход к высшему сознанию
уничтожает
не один
класс
объектов,
а
все, то этот
переход
лучше всего
совершается от того пункта,
который
общ всем
классам
объектов,
т.е.
от
субъекта. Ср. § 352.
§ 352
Совершенный философ теоретически представляет собою
высшее сознание
в
чистой форме - обособляя его резко и всецело от эмпирического. Святой делает
то же самое
практически.
Для обоих
характерным признаком
их совершенства
служит то, что они не
щадят ни одной части эмпирического
сознания, в каком
бы виде оно ни являлось.
248
§ 353
На одном из этих листов я сказал, что есть интеллектуальная порочность,
как есть порочность моральная, и
есть
интеллектуальная
совесть,
благодаря
которой
всякий
софист
и
лжемудрец
в
глубине души
(хотя
и
не in abstracto) знает, что он
именно
таков. Обе
эти широко распространенные порочности находятся одна с другой в
связи, а интеллектуальная порочность поддерживает моральную: первая работает
везде, как бы нанятая для этой цели, против истины и, наоборот, извлекает на
свет Божий всякую
ошибку, всякий вздор, руководясь инстинктоподобным тайным
ужасом перед истиной.
Ибо как чувствовала бы себя
низменная душа, если бы ей стало
ясно, до
какой степени она погрязла в пропасти вечного несчастия, греха и мучения, из
которой нет иного выхода, кроме того, чтобы отбросить совершенно ту волю, из
которой теперь состоит
все ее
существо и
видимость
которой составляет ее
тело,
и восхотеть прямо противоположного всему тому, чего она хочет теперь,
и
стать прямо
противоположной
тому,
что она есть
теперь;
если
бы
она
уразумела, что, пока это не произошло, она навеки находится во власти жизни,
этого царства случайности и ошибки, которые в
ней господствуют
и расточают
невыразимые
бесчисленные мучения, - во власти жизни,
верный символ которой
являет
собою ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124
125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201