|
чутья
к
действительно достойному
уважения,
существуют, как его суррогат,
князья и княжеские семьи, дворянство, титулы, ордена и золотые мешки.
§ 569
Беспредметная тоска и скука родственны между собою.
§ 570
Смерть примиряет зависть совершенно, старость - уже наполовину.
336
§ 571
Мизантропия и любовь к одиночеству - синонимы.
§ 572
В
шахматах цель (дать противнику мат)
выбрана произвольно, средства к
этому даны в
широкой возможности,
трудность
очевидна, и
смотря
по тому,
насколько
умно мы пользуемся средствами, мы достигаем намеченной цели. Игру
начинают как угодно.
Совершенно так же обстоит дело и с человеческой жизнью, но с той только
разницей,
что
здесь
приступают
к игре
не
по
собственному
желанию,
а
вынужденно, и цель (жизнь и существование), хотя она временами и кажется нам
выбранной произвольно и такой, от которой можно всегда и отказаться,
тем не
менее
представляет
собою,
собственно,
цель естественную,
т.е. такую, от
которой нельзя отказаться, не
отказавшись от собственного естества. Если мы
станем мыслить наше существование как дело чужого произвола, то мы неизбежно
удивимся
той
хитрости
и
лукавству
творящего
духа,
каким
удалось
ему
привязать нас
к мимолетной и по
необходимости очень
скоропокидаемой цели,
ничтожество которой становится даже необходимо
ясной для рефлексии, т.е.
к
жизни и
существованию, - привязать с такою мощью, что мы, работая для нее с
величайшей
серьезностью, пускаем
в ход все
силы,
хотя и
знаем, что, как
только партия
будет сыграна до конца, эта цель перестанет
существовать для
нас, и
мы в
общем не можем указать,
что делает для
нас
эту
цель
такою
важной, и
кажется
нам, что она выбрана
нами так
же произвольно, как цель
дать шах и мат
чужому королю;
однако
же мы все время помышляем
дальше
о
принятой цели:
это, очевидно,
достигается тем, что наше познание
способно
смотреть
только
наружу, а
вовсе
не
вовнутрь,
с
чем
мы
раз
навсегда
помирились, коль скоро уж таково положение дела.
Глава XXI
О ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ
§ 573
Простой филистер хочет
присвоить жизни некоторого
рода бесконечность,
безусловность и старается рассматривать ее
и проводить так, как если бы она
не оставляла желать ничего
лучшего. Ученый филистер делает то
же самое
по
принципам
и
методам;
он
приписывает
некоторым
из
них
безусловное
совершенство и
объективную
силу, так что
по
отыскании их остается только
измерять ими все, что происходит, и затем одобрять или отвергать. Но счастье
и истина никогда
не должны и не могут быть добыты на этом пути. Нам посланы
только их тени для того, чтобы мы двинулись
в дорогу. Обыкновенный
человек
гоняется неутомимо и
неусыпно за
тенью счастья; мыслящий же
делает то же,
гоняясь за
тенью
истины. У обоих хотя и тени, но в последних дано столько,
сколько они в состоянии охватить. Жизнь - это язык, на котором нам преподано
известное учение. Если
бы
это учение могло быть преподано нам каким-нибудь
образом,
то
мы
не
жили
бы.
Поэтому
изречения
мудрости
или
правила
благоразумия
никогда не
заменят опыта и никогда
не станут, таким образом,
суррогатом самой жизни. Но их
нельзя
отвергать, ибо они тоже
относятся
к
жизни; наоборот, их надо высоко
чтить
и смотреть на них как на
тетради, в
которые другие записали уже то
упомянутое учение
мирового духа, но которые
по
самой
природе
своей
должны
быть
несовершенными и никогда
не
могут
заменить той
истинной viva vox. Они,
эти изречения
и
правила,
тем менее
могут
сделать
это, что
то учение
(жизнь) говорит каждому
иное, так
как
каждый ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164
165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201