|
планомерно,
обдуманно, никогда не
поступает поспешно или
страстно, никогда не поддается впечатлению момента.
176
И
действительно,
трудно,
среди
конкретных
представлений
(реальных
объектов),
к
которым
принадлежит
и
тело,
представляющее
собою
лишь
объективированную волю, образ воли в телесном мире, - трудно руководить этим
телом
не
по
конкретным представлениям,
а
по одному
лишь
представлению
представления,
по
бесцветному
холодному
понятию,
которое
относится
к
конкретным представлениям, как тень подземного мира - к
жизни; тем не менее
это - единственный путь, чтобы избежать раскаяния.
Философ-теоретик обогащает разум, дарит ему; практический философ берет
от него, заставляет его служить себе.
§ 223
Истина
опыта
(по Канту) - лишь истина
гипотезы: если бы
отнять
все
suppositiones (субъект, объект, время, пространство, причинность), лежащие в
основе всех изъяснений опыта, то во всех этих изъяснениях
не осталось бы ни
одного
истинного
слова.
Это означает,
что
опыт - чистое явление,
а
не
познание вещей в себе.
Итак,
если мы
найдем
в
нашем
поведении что-либо, чем мы
внутренне
весьма
довольны,
но
чего
мы
не умеем
согласовать
с
опытом, так
как,
руководствуясь последним, мы
должны
бы были поступить как раз наоборот, то
это не должно
смущать нас - иначе мы припишем опыту
безусловный авторитет,
чего опыт не заслуживает.
Ибо
все
поучение опыта
основывается
на чистом
предположении. Это - тенденция Кантовой этики.
§ 224
Невинность,
в
сущности,
глупа.
И
это
потому,
что
цель
жизни (я
пользуюсь
этим
выражением,
собственно, лишь фигурально
и мог бы
сказать
также - сущность
жизни
или мира) - та,
чтобы мы познали нашу
собственную
злую
волю, чтобы она стала для нас объектом и
мы в силу этого обратились к
самой сокровенной
сути нашей. Наше тело -
это
воля,
уже ставшая объектом
(первого класса), и дела, совершаемые нами ради него, показыва-
177
ют
нам
зло
этой
воли.
В состоянии
невинности,
при
котором
зло,
вследствие
недостатка
в
искушении,
остается
невыполненным,
человек
представляет собою, следовательно,
как бы аппарат для
жизни - а того,
для
чего этот аппарат существует,
еще
нет
налицо.
Такая пустая форма
жизни,
пустая сцена, как и всякая
так
называемая
реальность
(мир) сама по себе,
ничтожна,
и
так
как
она
может
получить
значение
лишь чрез
поступки,
заблуждение, познание, чрез конвульсии воли, то характерною чертою ее служит
трезвость, глупость. Золотые века
невинности, сказочная страна с кисельными
берегами поэтому пресны
и глупы; да и не очень-то достойны уважения. Первый
преступник, первый
убийца,
Каин, который
познал вину и
лишь чрез
нее, в
раскаянье, - добродетель и через то смысл жизни, - трагическая фигура, более
значительная и почти более достойная уважения, чем все невинные дурни.
§ 225
Должно ли созерцание жалкого положения других делать нас надменными или
же
скромными? На одного оно действует одним образом, на другого - другим; и
это-то и характерно для каждого.
§ 226
Умопостижимьм характером я назвал
некий лежащий вне времени
акт воли,
развитием которого
является жизнь во времени, или эмпирический характер;
в
практической сфере у всех у нас есть как тот, так и другой характер, ибо они
и составляют наше
бытие. Характер
видоизменяет нашу
жизнь больше,
чем мы
думаем, и
до известной
степени правда, что каждый
человек - кузнец своего
счастья. Хотя нам
и
кажется, что наш жребий
почти всецело дан ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91
92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201