места,
а только
относительно.
Где
мы
находимся?
-
там-то
и там;
мы
знаем
ближайшие,
окружающие
нас
границы;
последние
имеют
свои
границы
и
т.д.
-
в
бесконечность;
ибо пространство
бесконечно; мы знаем отношения занимаемого
нами места к ближайшему пространству; но
как бы далеко ни простиралось наше
знание,
все-таки
вся
эта
часть
пространства
останется
конечною
и
ограниченною,
само
же
пространство
бесконечно
и
безгранично,
так
что
занимаемые нами места и положения
теряют в сравнении с ним всякое значение,
совершенно исчезают,
становятся бесконечно малыми, и наше пребывание где бы
то ни было - все равно что пребывание нигде.
47
Господствующий в классе наглядных представлений, или реальных объектов,
закон
причинности
порождает
в
них
ту же
ничтожность,
которая
присуща
основной форме этих представлений - времени. Подобно тому
как время никогда
не
стоит
на месте, так и
ничто не пребывает в нем, за исключением материи
как таковой,
что мы
ввели
из совместного действия времени и пространства.
Материя доступна созерцанию не сама по себе, а лишь вместе с формою; все
же
состояния материи, все формы постигаются лишь в непрестанном возникновении и
уничтожении;
они и возникают, и погибают благодаря причинам, всегда зависят
от
причин,
и
вся
сущность
мира
сводится
к
непрестанному изменению
и
чередованию.
Как самые время и пространство, так и все
находящееся
в
них
имеет лишь относительное бытие, существует лишь
через другое и для другого,
подобного ему,
т.е. опять-таки относительного; ничто поэтому не
существует
само по
себе,
ничто
не
пребывает.
Под
нашими руками исчезает
все,
не
исключая и нас самих.
Итак,
мы видим,
что
так
как закон основания
в различных его
видах
является
формою
всякого
объекта,
то
и
всякий объект
подвержен
той же
конечности,
временности,
зависимости,
неустойчивости,
относительности,
истинным принципом которых служит
этот закон; поэтому бытие всякого объекта
лишь относительно; он
есть, и его опять нет. Это воззрение в своей сущности
весьма древне, и живое и постоянное сознание его, по-видимому, является даже
особенностью философских умов; оно-то главным образом и наводит их всегда на
размышления.
Поэтому
мы
видим,
что
уже Гераклит сетует
на вечный поток
вещей. Элеаты говорят
о некоей пребывающей сущности, которая вечно
есть
и
вечно равна себе, неподвижна и неизменна
(ametablhton); они отрицают всякое
бытие у движущегося
и изменяющегося, считают
это чистой видимостью. Платон
называет все вещи этого мира непрестанно становящимся, но никогда не
сущим,
что
поэтому
никогда и
не
может быть
предметом знания,
а
лишь
мнения,
опирающегося на
ощущение. И
как о противоположности этому становящемуся он
говорит
о вечно сущем, никогда
не возникающем и никогда не
погибающем,
о
вечных идеях, о которых единственно и возможно ис-
48
тинное знание и
понимание,
suo
loco.
-
Христианство весьма
удачно
называет этот мир
временным,
согласно простейшей
форме закона
основания,
прототипу всех других,
-
времени,
и в противоположность
миру
временному
говорит
о вечности.
- Спиноза учил,
что
единственно сущее
- это
вечная
субстанция,
вселенная,
познаваемая sub
specie aeternitatis
[1], а не
во
времени: вечная
субстанция
существует сама ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz