|
что эмпирически -
материя, то взятое само по себе - воля).
2 Хотя с прибавкою qua extensa это и было бы правильно.
Между
тем идеалистическая исходная
точка зрения, которую
я избрал
в
своем изложении, всегда имеет преимущество,
потому что
она из
обеих точек
зрения наиболее непосредственна:
ведь
нас
самих, как познающее начало, мы
всегда сознаем прежде всего,
материю
же - лишь с помощью познания; поэтому
совершенно непосредственно
можно
доказать, что материя, протяженное
- это
простая модификация нашего познания, представление;
напротив, доказать, что
познание
является
простою
модификацией
материи, очень
трудно,
так
как
доказательство это предполагает такую физиологию, которой до сих пор
еще не
было
осуществлено;
наконец,
субъект как
таковой предполагает лишь объект
вообще, а не непременно
пребывающий во времени
пространственный
субстрат,
материю.
Следовательно,
мой
исходный
пункт
взят
по
существу,
а
не
произвольно. Материя, как протяженное - это представление,
она субъективна;
определяемая ближе, она - сплошь причинность. Чисто объективное - это вещь в
себе. Поэтому материя, как вещь в себе, - воля.
99
Но
после всего
этого,
с субъектом
и
объектом,
или с
extensio
et
cogitatio, представлением и материей, мы вовсе не приходим еще к сущности
и
ядру
мира, к
вещи в
себе;
ибо,
лишь
взятые
вместе, субъект
и
объект
(отношение которых друг к другу Кант
и Спиноза каждый
объясняли по-своему)
только
и
порождают явление.
Кант подходит
здесь очень близко
к
истине,
выделяя вещь в себе из
области и субъекта,
и объекта и обозначая ее как х.
Спиноза же допускает величайшую свою ошибку
- тем,
что
вместо extensio он
превращает
в
modus
cogitationis
волю, -
т.е. причисляет
ее
к явлению.
Впрочем, эту ошибку допустили все философы, и я в
этом пункте
отделяюсь от
всех их.
Лишь воля
остается вещью в себе и как таковая исключена из объясненной
здесь, касающейся лишь явления, противоположности двух Relativa и Correlata.
Можно,
пожалуй,
когда-нибудь
на
физиологическом пути,
отчетливо
понять
познание как функцию тела, т.е. материи, приблизительно так, как в настоящее
время
земной
магнетизм выводят
из
электричества,
-
но никогда
так
не
объяснишь
воли;
ибо
волю
никогда
нельзя свести на что-либо
другое
или
объяснить из другого; воля одна только служит необъяснимым далее
основанием
объяснения всех
вещей; она
ни
из чего не происходит, но все происходит из
нее;
воля
возникает
не
из
повышения
функций,
не
имеет
степеней,
но
одинаковым образом присутствует во всех без различия вещах; иначе не было бы
и
вещей;
и
поэтому
воля
обнаруживается
в
каждой,
самой
последней
и
ничтожнейшей вещи, как необъяснимое начало, и сообщает ей ее сущность.
100
§ 57
Из того, что Спиноза пользуется для своей субстанции словом Deus,
и из
способа, каким он об этом, по большей части, говорит,
ясно видно,
что он с
намерением
старается
в
своем
сочинении
поддержать сплошное
Mesentendu.
Доказательством этого может служить,
например, Eth. P. I, prop. 33,
Schol.
2.
§ 58
Когда Спиноза называет свою единственную субстанцию, мир, Богом, то это
похоже
на то,
как Руссо
в Contrat
social называет
народ le prince.
Оба
употребляют это
название
в
собственном смысле, причем они прилагают его к
тому,
что
заступает
у них
на
место
уничтоженного ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54
55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201