несчастно: все это - воля.
То
же, что не является, чему
нечто
является,
что,
следовательно,
не
подчинено
закону
основания, не
имеет
преходящего, ничтожного
существования, что вечно
остается
покойным
среди
полного страданий
мира, как
луч света остается неизменным среди бури, что,
стало
быть,
свободно
от всякого
страдания и бедствий, все это -
субъект
познания. И
тот человек, который представляет
собою гораздо более
субъект
познания,
чем проявление
воли, - тот человек уже тем самым в большей своей
части
изъят
из ничтожества
и смерти; и
это и есть,
по
существу своему,
гений.
§ 122
Одаренный гением человек всецело жертвует собою для всех, именно - тем,
что он живет и творит. Поэтому он свободен от обязанности жертвовать собою в
единичных случаях для отдельных людей. Поэтому
же он может отклонять многие
требования,
которые должны по справедливости выполнять другие. Тем не менее
он страдает и делает больше, чем все другие.
§ 123
Побуждение, движущее гением в созидании его произведений, -
не
слава:
она слишком ненадежна и, при ближайшем
рассмотрении, имеет мало цены (nulla
est fama tuum par aequiparare
laborem); это также
и не собственная отрада,
так
как она перевешивается большим
напряжением. Скорее
- это особого рода
инстинкт,
в
силу
которого
гениальный
индивидуум
чувствует
побуждение
выразить свои созерцания и чувствования
в вечных творениях, не сознавая при
этом в себе никакого дальнейшего мотива.
134
Очевидно,
что это влечение,
поскольку в нем индивидуум жертвует собою
для
рода
и
живет
больше
в роде, чем
в
самом себе,
имеет
сходство со
свойственными
человечеству
модификациями
полового
влечения,
которые
направляют
это влечение исключительно на тот или другой индивидуум
другого
пола,
чем и
достигаются
своеобразные цели рода как
такового, тогда
как,
затронутые этим влечением индивидуумы в силу страстной любви и вытекающих из
нее
невыгодных
обязательств,
-
вообще, в силу брачной жизни, в известной
мере жертвуют собою для рода, служат более целям рода, чем индивидуума.
Творческий
инстинкт
гения
порождает
в
сфере
представления,
т.е.,
значит, более возвышенным образом, то же, что страстно влюбленные -
в сфере
воли. В обоих случаях на долю служащих таким образом целям рода индивидуумов
выпадает
своеобразное
наслаждение и
особые
муки:
они
живут
повышенной
жизнью.
Гений,
который по-своему уже живет
для
рода и
не приспособлен и
не
призван служить роду еще и в другой
сфере. - Замечательно, что увековечение
имени связано с обоими видами служения целям рода.
§ 124
Подобно тому как
наиболее
прекрасные
музыкальные произведения весьма
трудны для понимания и доступны лишь изощренным слушателям, так как они, эти
произведения, состоят
из распространенных предложений и лишь
после длинных
модуляционных ходов
возвращаются к основной тональности, так и великие души
лишь после
большого раздвоения, мучительных сомнений,
резких
заблуждений,
продолжительного размышления
и колебания
приходят
в
равновесие, -
как и
большой
маятник описывает
больший полукруг. Души
мелкие скоро приходят
в
равновесие
с самими собою и с миром и застывают; а души великие расцветают,
живут и движутся вечно.
135
§ 125
Сущность гения
заключается в
степени
силы
познания, которая
далеко
превосходит
степень
силы
познания, требующуюся для
служения какой-нибудь
индивидуальной воле. Но это лишь относительное определение,
и такой перевес
может быть достигнут как понижением воли, так
и
повышением познания.
Есть
люди,
у которых познание преобладает
над волею, а
истинного гения нет; их
способность познания
хотя
и выше
обыкновенной, однако не
в
значительной
степени; но воля их слаба, и у них нет сильных желаний;
поэтому их занимает
более познание
само по себе, чем их
цели; это
люди
талантливые,
умные и
притом скромные и жизнерадостные; таким был Фернов. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz