|
временем и пространством, - и подобен поэтому кошке, играющей с
собственным
хвостом.
§ 112
Вы не
перестаете превозносить
достоверность и точность математики. Но
на что мне с достоверностью и точностью знать то, что мне совсем
не нужно -
???.
§ 113
Ложно
говорить
о
трех
измерениях
времени, как
это делает
Гегель,
Энциклоп.
§ 259: время имеет лишь одно измерение, но в последнем три части,
отрезка - или же два направления с одним беаразличным пунктом.
§ 114
Наш связанный с мозгом интеллект можно, пожалуй, рассматривать лишь как
простую границу и плотину,
которая ограждает сознание
от мыслей отделенных
от
нас
индивидуумов,
а также - от будущего и прошедшего. Ибо знание всего
этого
было
бы
для
нас
столь
же
бесполезным
и
мучительным,
как
чувствительность
и
способность
восприятия
для
растения,
лишенного
раздражимости и способности передвижения.
§ 115
Когда
я, взирая на расстилающиеся предо
мною дали, представляю
себе,
что
они
возникают
в
силу
того,
что
функции моего
мозга, т.е.
время,
пространство и
причинность,
прилагаются
к известным
пятнам, возникшим на
моей ретине, то я чувствую,
что ношу эти дали
в себе, и необыкновенно живо
сознаю тождество моего существа с сущностью всего внешнего мира.
128
§ 116
Ничто не поясняет так непосредственно
тождества, в конечной инстанции,
основной сущности нашего собственного я
с сущностью внешнего мира, как сон;
ибо и
во сне
другие люди предстоят нам как совершенно отличные
от нас,
в
полнейшей
объективности,
и
с
совершенно
чуждыми нам, часто
загадочными
свойствами,
которые
подчас повергают нас в
изумление, поражают, причиняют
беспокойство и т.д.,
-
а тем не
менее все это - мы сами. Точно
так же
и
воля, которая несет на себе и оживляет весь внешний мир, - это
та же
самая
воля, что и в
нас, где единственно мы познаем ее непосредственно. И все эти
чудеса делает возможными лишь интеллект, в нас и в других людях, так как это
он повсюду и сплошь разделяет всеединую сущность на субъект и объект; это он
-
фантасмагорический прибор, достойный невыразимого
изумления, бесподобный
чародей.
§ 117
Различие
в
степени
умственных
способностей,
которое создает
столь
широкую пропасть между гением и заурядным сыном земли, основывается, правда,
не
на
чем
другом,
как
на
большем
или меньшем развитии
и совершенстве
мозговой системы; тем не менее различие это весьма важно, так
как весь этот
реальный мир,
в котором
мы
живем
и
существуем, сам
существует
лишь по
отношению к такой
мозговой
системе, и, следовательно,
упомянутое различие
обусловливает собою иной мир и иное бытие.
§ 118
Окошечко на груди у Момуса - конечно, аллегорическая шутка;
его нельзя
даже представить
себе. Но
что череп
с
покровами стали
прозрачными - это
можно представить себе, и - о небо!
-
какое различие открылось
бы тогда в
величине, форме, свойствах и движении головного мозга! какая градация! К уму
высокому при первом же взгляде стали бы относиться
с таким нее уважением, с
каким теперь относятся к тому, у кого три звезды на груди - и сколь
жалкими
показались бы тогда многие из этих звездоносцев!
129
§ 119
Люди
гениальные
и
высокоодаренные
и
те
люди,
у которых
развитие
интеллектуальной стороны,
теоретической,
духа, далеко
превысило
развитие
моральной,
практической,
характера,
часто
бывают
в
жизни
не
только
неприспособленными и смешными, как это заметил Платон в 7-й книге Республики
и
обрисовал Гете в Тассо,
но часто
бывают слабыми в
моральном отношении,
жалкими, даже почти дрянными (действительные примеры этого дал Руссо). Между
тем источник всякой
добродетели, лучшее сознание,
бывает
у них часто даже
сильнее, чем
у
многих
людей, лучших, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68
69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201