|
назначение
человека
и
единственный
верный путь?" Но такой
вопрос глуп. Для воли
нет абсолютного
долженствования;
всякое
долженствование по существу
относительно; поэтому
нет никакого назначения человека; ибо
всякое
назначение свойственно только
тому, что имеет свою цель и свое начало вне себя: чего каждый хочет, то он и
есть, а
что
представляет
собою
то,
что он
есть
и чего
он хочет,
это
показывает ему зеркало
воли,
которое
мы называем
жизнью
или
миром: оно
показывает ему, чего он хочет и как сильно он этого хочет. Когда же воля
226
обратится, то ее
нельзя более видеть в этом зеркале: мы напрасно будем
спрашивать,
куда
она
обращается
теперь; мы безрассудно
кричим, что
она
перешла в ничто.
Тот, чья
воля уничтожила себя и обратилась, не может дать
нам и
своей собственной рефлексии
никакого отчета; ибо
все то, что живет,
существует и мыслит в этом мире, это - все еще воля к самой жизни, а то, что
заключается в уничтожении этой воли, не может быть никоим образом дано этому
лицу
-
оно должно быть для
него ничто: только
тот,
кто постиг это,
кто
уничтожил
свою волю,
познает это, но
тоже
лишь
постольку, поскольку
он
представляет это собою
в
самом
этом акте, не
вне его,
и
тем менее
для
других.
§ 321
Чего
же
и ожидать
от такого мира,
в котором
почти все живут только
потому, что еще не могли набраться духу, чтобы застрелиться!
§ 322
Весьма интересно, что основные формы объективации воли, а именно время,
пространство
и
причинность,
представляют
собою
также
и
источник
всех
страданий
жизни, по
всей их возможности. Так, благодаря времени существует
исчезновение, утрата, умирание, ничтожный
и преходящий
момент
всех вещей;
благодаря пространству -
постоянные
перекрещивания и
взаимные
помехи
со
стороны всех волевых явлений и их стремлений; наконец, благодаря причинности
-
всякое
страдание
вообще,
так
как
оно
возникает
только
вследствие
воздействия
тел
друг
на
друга.
Отсюда
видно,
что
самые
подмостки,
необходимые
для
откровения
сущности
воли,
тотчас
же
должны
были
непосредственно
обнаружить
то
внутреннее
противоречие,
ничтожность
и
фатальность, которые связаны с этой сущностью и сопровождают все ее явление.
Так как всякое страдание по своей природе - эмпирического характера, то
оно должно, конечно, иметь в своей основе форму опыта.
227
§ 323
Жизнь большого и знатного
света поистине не что иное, как беспрерывная
и
отчаянная борьба со скукой. Жизнь
низших классов
- постоянная
борьба с
нуждой. Золотое среднее сословие!
§ 324
Доказательство
сплошного
страдальчества и злополучности людей дают их
скверные качества. Ибо разве мелочность, низость, коварство и лживость могли
бы быть столь общими, если
бы
людей не гнал к
ним неутомимый бич нужды
и
страдания?
Без
большой
нужды
быть
иным
человек
был
бы,
наверное,
прямолинеен, честен, справедлив и имел бы
чувство собственного
достоинства
[1].
1 [Позже, заметка на полях:] а богатые?!
§ 325
Подходящее
человеку
настроение,
это
-
подавленное,
как
его
и
обнаруживают пиетисты. Ибо он находится в мире, полном горя, из которого нет
другого
исхода,
кроме
бесконечно
трудного
отречения
от
всего
своего
существа, преодоления мира.
§ 326
Не ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114
115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201