|
тот
не может
слышать этого без смеха. Вместо слов
"il ment
corame
une epitaphe",
которые приводит
Шанфор
(?), скоро будут говорить:
"comme un eloge academique".
316
§ 522
Академии ставят своей целью
разыскание фактических, т.е. всегда только
частных,
истин;
этой
цели
и
соответствуют
соединенные
усилия
многих.
Наоборот, разыскание общих истин - дело единичных и редких людей, которые не
могут ни нуждаться в сотрудниках, ни находить их.
§ 523
Исследователи,
разыскивающие
скрытые
и
потерянные
учения
древних
философов, затрачивают много труда и усилий
на то, чтобы
думать чужим умом
вместо
своего, который был бы им ближе,
если бы он
вообще был
у
них.
И
подобным людям может ли оказать большую помощь след чужого ума?
§ 524
Это
очень
характерно,
что
европейские ученые (например,
Крейцер
и
многие
другие) очень усердно
и обстоятельно
занимаются плоскими
сказками
индийской
народной религии Пураны и мифологии, между тем как мудростью Веды
они пренебрегают совсем (об Упнекхате почти никогда не бывает и речи).
§ 525
Не надо
думать,
что ученые до такой степени
слепы,
нечувствительны,
окостенелы по отношению к истинному и хорошему, что у них отсутствует всякое
понимание последнего: нет, это
кажется так, покуда они заседают перед
нами
только
в качестве его ценителей и судей и их задача заключается лишь в том,
чтобы его
признать и восхвалить; а что они, наоборот, обладают самым верным
пониманием хорошего и самым тонким тактом по отношению к чужим заслугам, это
становится
очевидным,
как
только
они
решаются
на
плагиат:
тогда
они
уподобляются воробьям, которые отлично умеют выбирать самые зрелые
вишни, и
вы с
изумлением
видите,
какие
они
тонкие
знатоки.
Здесь,
наконец,
и
находится
тот пункт,
где
чрезмерная несправедливость
обращается
в
свою
противополож-
317
ность и влечет за собою, как и всякое зло, исцеление от
самой себя. По
отношению
ко
мне это проделали господин Розас, а также
(сказать правду) и
Брандис; вероятно, и некоторые
другие еще, о ком я ничего не знаю. Когда вы
их
уличите,
то
ео
ipso
они
обращаются в
ваших
искренних и
страстных
панегиристов, и
тогда оказывается,
что
они поработали
для нашего правого
дела,
а
не на
пользу
своего
ничтожества.
В
этом
и
есть
отраднейшее
торжество.
Только
что сделанное замечание представляет собою параллель и аналогию
к
замечанию
Рошфуко, р. 115, maxime
561, где он показывает, как мы хорошо
замечаем
собственные проступки, когда дело идет
о
том, чтобы
скрыть
их:
точно так
же сказанное
мною
выше
показывает, как мы
отлично видим чужие
заслуги, когда дело идет о том, чтобы присвоить их себе.
§ 526
Пойми ясно и отчетливо все
ничтожество людей вообще, затем ничтожество
твоего века и, в особенности, немецких ученых - и тогда тебе не придется уже
стоять с твоим произведением в руках и спрашивать: "Кто же из нас помешался:
человечество или я?"
§ 527
Студентов-карьеристов
порицали
достаточно
часто;
но
профессора-карьеристы - это нечто понятное само собой.
§ 527а
Щеголять в заголовках книг своими титулами и званиями в высшей
степени
непристойно: в литературе не имеют значения никакие иные преимущества, кроме
духовных; кто хочет предъявлять
там
другие,
тот
показывает этим, что
не
имеет первых.
318
§ 528
Как низко в сравнении с древними ставит нас тот факт, что самое главное
в нашей
учености заключается в том, чтобы понимать язык,
на
котором
в то
время говорил каждый носильщик!
§ 529
В
республике
ученых
во
все
времена
старались
в
каждом
отделе
подчеркнуть ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155
156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201