|
бы
вместо
этого выяснили и представили себе тем же способом, в наглядной форме
и достаточно живо, случайность прежнего обладания этим потерянным благом.
§ 587
Как может быть человек доволен, пока он не достиг совершенного единства
своего существа?
Ибо
пока в нем говорят вперемежку два голоса,
до тех пор
то, что
хорошо
одному,
должно
вызывать
недовольство у другого
и, таким
образом,
один
из них должен
всегда
жаловаться. Но
был
ли
когда-нибудь
какой-нибудь человек
в совершенном согласии с
собою? Более того,
можно ли
даже помыслить это без противоречия?
§ 588
Это -
невозможное, в самом
себе противоречивое
требование почти всех
философов, чтобы человек обрел внутреннее единство своего существа, согласие
с самим собой [1].
Ибо у него, как у человека, внутренний разлад составляет
его сущность; это так непременно,
покуда он
живет. Ибо
действительно быть
всецело он
может только
чем-нибудь
одним;
а для всего иного у
него есть
задатки
1 Audacter licet profitearis, summum bonura esse animi con cordiam.
Seneca
(Надо смело сознаться, что величайшее благо - это душевное равновесие.)
Сенека
345
и неискоренимая возможность им быть. Если он решился избрать что-нибудь
одно, то все прочее
всегда стоит перед ним наготове, в качестве задатков, и
неотступно требует своего претворения из возможности
в действительность; он
должен, следовательно, эти другие задатки то и дело оттеснять, преодолевать,
умерщвлять
- пока он хочет быть тем одним, что он избрал. Например, если он
хочет
только
мыслить,
а не
действовать
и
практиковать,
то
задатки
к
действенности и практике этим еще не уничтожаются одним махом, -
а
пока он
живет как мыслитель,
он
должен
ежечасно и
постоянно
умерщвлять
в
себе
человека
действующего, практика; он должен вечно
бороться с
собой,
как с
чудовищем,
у которого всякая отрубленная голова тотчас же
вырастает опять.
Так,
если он
обрек себя на святость, он должен, в
продолжение всей
своей
жизни, а не
раз навсегда, умерщвлять
в
себе чающее наслаждений, преданное
чувственности существо;
ибо
таким остается он, покуда
живет.
Если же
он
решился посвятить
себя наслаждению, откуда бы
оно ни шло, то
он
всю свою
жизнь будет вести борьбу с собою, как с существом, которому хотелось бы быть
чистым,
свободным
и святым;
ибо
такие
задатки у
него
остаются,
и
он
неизбежно
должен
ежечасно умерщвлять их. И так
-
решительно во
всем,
в
бесконечных модификациях.
Побеждает ли в нем одно, побеждает ли другое - он
всегда остается ареной борьбы. Даже если одно побеждает постоянно, то другое
так же постоянно и борется; ибо оно живет, покуда живет
он: как человек, он
представляет собою возможность многих противоположностей.
Каким
же
образом
при
таких условиях могло бы
возникнуть согласие с
самим собою? Его нет
ни
у одного святого,
ни у одного злодея. Или, говоря
точнее,
невозможен
ни
совершенный святой, ни совершенный злодей. Ибо
они
должны быть людьми,
т.е. существами злосчастными,
борцами, гладиаторами на
арене жизни.
Конечно,
лучше
всего,
если
человек
узнает,
поражение какой
части
причиняет
ему
наибольшую
боль: и
этой части
пусть он всегда
доставляет
победу,
что
для него
возможно
с
помощью разума, понятия которого у него
всегда налицо;
346
и пусть он
добровольно решится принять ту
боль,
которую доставит ему
поражение
другой
части.
В таком случае он представит собою характер. Ведь
без всякой боли жизненная борьба
не проходит - она не может закончиться без
крови, и человек
так или иначе неминуемо должен
вынести боль, ибо он
ведь
одновременно
-
и
побежденный, и победитель.
Наес est
vivendi
conditio.
Гораций.
§ 589
Каждое благо
требует,
чтобы
мы
его завоевывали ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168
169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201