|
свой
корень
в
совершенстве
и
живости
воспроизведения
собственной
прошлой
жизни?
Ибо
лишь
благодаря
такому
воспроизведению,
которое
собственно
и
связывает
нашу
жизнь
в
единое
значительное
целое,
приобретаем
мы
более обширное
и глубокое
понимание
жизни, чем какое имеется у других людей.
143
Глава V
О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ВЕЩИ В СЕБЕ И ЯВЛЕНИЯ
§ 144
Порою во мне возникает живейшее сознание того, что я уже когда-то
был,
и это весьма возвышает и ободряет меня.
Порою же пробуждается
во мне изумление пред
текущим
моментом, и меня
терзает вопрос: почему этот настоящий момент существует в настоящий момент?
Я пытался
пробудить
это
чувство
в других,
говоря:
будущее,
как и
прошедшее, не
действительно; Сократ, и Юлий Цезарь, и Шекспир, и Руссо - не
нечто
действительное;
все
это
лишь
было. Настоящий
момент
один только
действительно существует, как и
мы,
осчастливленные им. Но этот
настоящий
момент - то же во времени, что математическая
линия - в пространстве: он не
что
иное,
как
граница
между
прошлым
и
будущим;
следовательно,
наша
действительность - это лишь грань между двумя
ничто: прошедшим и будущим, и
как грань - без протяжения. - Ср. Фриз, Neue Kritik der Vernunft. Band 2, S.
203.
Это сознание
бесконечного
прошлого,
это
изумление
пред
тем,
чего
единственно
я
ни
на
одно мгновение
не
могу упустить
из
глаз,
- пред
настоящим: все это - иллюзия, но в то
же время это - и выражение во времени
моего сверхвременного бытия.
§ 145
Существует
нечто,
лежащее
по
ту сторону
сознания, но
по
временам
прорывающееся
в
него,
подобно
лунному лучу в
облачную
ночь.
Тогда
мы
замечаем, что ход нашей жизни не приближает нас к
этому нечто и не отдаляет
от него: старец столь же близок к нему, как и дитя, и мы познаем
тогда, что
наша
жизнь не имеет к нему параллакса, как не имеет его и земная
орбита по
отношению к неподвижным звездам.
Это и есть наша вневременная сущность в себе.
§ 146
Когда
мы
пробуждаемся
от
сильно
подействовавшего на
нас сна, то в
призрачности
его
убеждает
нас
не
столько
его
исчезновение,
сколько
обнаружение второй действительности, которая таилась скрытою под тою первою,
столь возбудившею нас, и теперь проступает наружу. В сущности, у нас у
всех
есть постоянное предчувствие или чаяние того, что за этой действительностью,
в которой мы живем и существуем, кроется другая, совершенно от нее отличная:
это - вещь в себе, ???.
§ 147
Но
как мог бы индивидуум, свойством которого вообще является познание,
приобрести
знание
внутренней
сущности
мира,
данного
ему
лишь
как
представление в его голове, если бы
это
не вытекало из
сознания того, что
макрокосм,
бесконечно
малою
частью
которого
является
сам
он,
имеет
одинаковые
свойства
с этою частью, ближе знакомою ему
как микрокосм?
Его
собственная внутренняя сущность дает ему ключ к миру. ???.
§ 148
Вещь в себе, внутреннюю сущность мира, я назвал по тому в мире, что нам
знакомо
наиболее
точно:
воля.
Конечно,
это
выражение
-
выбранное
субъективно,
а
имен
но
-
применительно
к
субъекту
познания;
но
это ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201